На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Культура


Чёрный хлеб и сладкие булочки


14.05.2018 18:00

Театр | Фестиваль негосударственных театров «Центр» впервые собрал в Воронеже независимые коллективы из нескольких городов

Инициирован проект, поддержанный Управой Центрального района, не так давно возникшим Никитинским театром. Гостями арт-смотра стали труппы из Екатеринбурга, Белгорода, Москвы, Санкт-Петербурга. Фестивальным хедлайнером стал легендарный Коляда-театр.

Виталий ЧЕРНИКОВ

– Вчера я посмотрел невероятно интересный спектакль Никитинского театра «Макбет», – рассказывал екатеринбургский драматург и режиссёр Николай Коляда перед открытием «Центра». – Очень своеобразный, странный во многом, захватывающий… Минимум декораций, минимум костюмов, видно, что всё сделано на коленке – в хорошем смысле слова. Я люблю такие спектакли, когда главное на сцене – его величество артист, а не дым, свет, экраны телевизионные. Наш спектакль очень простой: две табуретки, стол и артисты. И полтора часа держи внимание публики, докажи, что ты – артист. В больших театрах часто используют современные технологии, а спишь в зале, как убитый. Сидишь и думаешь: когда же это всё кончится?

Николай Коляда отметил, что в Воронеже ему понравилось – и, может быть, его театр найдёт возможность приехать сюда на гастроли. Приятным сюрпризом стал для гостя тот факт, что когда-то именно на сцене, где теперь работает театр Бориса Алексеева, начинался Воронежский Камерный.

– Мы играем в месяц 50-60 спектаклей на двух сценах в бывшем кинотеатре, – делился с журналистами опытом Николай Коляда. – Постановки у нас трёх групп. Первая – «чёрный хлеб» – те спектакли, которые нас кормят, их можно показывать каждый день, на них всегда битком народа. Это комедии – когда люди хотят развлечься, посмеяться. Я ничего плохого в этом не вижу. Пусть люди отдыхают! Другое дело – художник, режиссёр обязательно должен сделать в финале какой-то укол в сердце: «Над чем смеётесь? Над собой смеётесь!» Ещё одна группа – спектакли детские, их очень много, сам я написал огромное количество сказок. Они простые и весёлые, без режиссёрского перегруза. Добро побеждает зло. Третья группа – те спектакли, которые прославили театр. Мы их возим по всей загранице. Это такие булочки, мягкие и сладкие: «Гамлет», «Король Лир», «Трамвай «Желание»... Недавно выпустил «Ивана Фёдоровича Шпоньку и его тётушку» – тоже, наверное, будем возить его по фестивалям. Считаю, в репертуаре частного театра должны быть постановки на каждую группу населения. Для пионеров, для пенсионеров, для хипстеров…

Показательно: по крайней мере в тех фестивальных спектаклях, которые довелось посмотреть автору этих строк, декорации были минимальны. Стул, скамейка, воздушный шарик… В «Змее золотой» ещё – автомобильные шины (действие пьесы происходит в шиномонтажке). То, что на гастролях можно не возить с собой, а одолжить в городе, где ты показываешь свою работу.

Коляда использует титры (причём придумано всё так, что ремарки, написанные драматургом, находятся порой в некотором рассинхроне с тем, что мы видим на сцене), в «Грозе» режиссёра Никиты Бетехтина персонажи смотрят слайды, на которых крупно – глаза Христа со старых икон; Бог как бы наблюдает за жителями города Калинова, но никого не спасёт.

Облечённая в форму мелодрамы тема «Змеи золотой», как и многих пьес Коляды и его учеников, – жизнь в России, то, о чём у нас в последние 18 лет на государственном уровне говорить не принято, да и на других уровнях говорить мешают. В том числе со сцены – вспомним гонения, с которыми сталкивается столичный «Театр.Док». Екатеринбургский спектакль, однако, совсем не «политическое высказывание», её главный герой – не государственной машиной съеден и переварен, а, так сказать, «властью капитала», да ещё и в дамском обличии. Богатая женщина предлагает простому работяге жить с ней за деньги.

На что готов пойти пресловутый «простой человек», чтобы вырваться из серой и беспросветной реальности, в которой существует? Готов ли пойти на предательство? И какова будет расплата? Пьеса родилась недавно, но ведь и тексты, написанные здесь 150-200 лет назад, выглядят пугающе злободневными. Неслучайно в последние годы так часто ставят «Грозу» Александра Островского. Вот ещё одна, театра Студия. Project.

В программке фестиваля сообщается: действие пьесы перенесено в некие «застывшие» 1990-е. В иных отзывах даже присутствует слово «гламур». На самом деле происходящее на сцене практически лишено примет конкретной эпохи. Хотя да, время, в котором оказались герои этой «Грозы», действительно выглядит застывшим. В начале персонажи фотографируются на вполне современную «мыльницу», однажды задействован микрофон, а вообще персонажи в таких, скажем, костюмах могли действовать и в 1912 году.

Вообще, сцены из пьесы, в которых можно было найти злободневные отсылки к мракобесию, режиссёром в основном изъяты. Мрачная атмосфера тотального притворства, организованного кабанихами всех времён, однако, воссоздана убедительно. Некоторая проблема бетехтинской «Грозы», как мне показалось, в главной героине. Очень верится в то, что эта волевая и немного циничная женщина легко может поколотить своего безвольного мужа (а при желании и Кабаниху), но не слишком – в то, что вдруг начнёт прилюдно каяться в измене, а затем утопится.

В рамках фестиваля прошли выставки, читки пьес, концерты. Важной составляющей стала лаборатория молодой режиссуры. Организаторы предложили режиссёрам Варике Купоровой-Экономски, Никите Бетехтину и Оксане Погребняк, чьи постановки были показаны на фестивале, сделать эскизы спектаклей на основе биографий трёх личностей, так или иначе прославивших наш город, – Андрея Платонова, Анатолия Дурова, Юрия Хоя.

– Материала по Дурову мало, – признаётся Варика Купорова-Экономски. – В Интернете вообще почти ничего нет! Я была в библиотеке, в питерском цирке Чинизелли. Там работают милейшие люди, они мне подготовили стопку книг, даже закладочки положили. Меня поразило колоссальное количество сделанных им придумок, которые для многих выглядят придуманными сейчас. Например, точно такой же номер я видела в американском фильме про иллюзионистов. И то, что Дуров занимался дрессировкой без использования кнута и шипов, а смотрел, как существуют животные, что им больше нравится…

Не только судьба реального человека могла оказаться сюжетом спектакля. Скажем, драматург Валерий Шергин свою пьесу писал не о лидере группы «Сектор газа», а о том, как его песни влияли на людей. В том числе и на самого автора пьесы.

Показам эскизов был отведён отдельный день. Первым представили черновик спектакля о Платонове. Зрители рассаживались, а на сцене стучал метроном, и в полумраке стоял, не шелохнувшись, человек в пальто – отсылка к известному воронежскому памятнику писателю. Видимо, для режиссёра его эскиз – попытка оживить памятник. Насколько она удалась? На вопрос одного из экспертов фестиваля, критика Олега Лоевского к залу «Нет ли ощущения, что тут как бы две пьесы, и они не состыковались?» кто-то ответил, что, может быть, и больше, чем две. Первая часть эскиза посвящена тому, как сломала судьбу писателя травля, вызванная публикацией повести «Впрок». Судя по репликам, оставленным Сталиным на принадлежавшем ему экземпляре журнала, где её напечатали, большевистский вождь был в бешенстве.

– Мне было бы интересно понять, почему же повесть запретили, – признался Олег Лоевский. – Если бы после просмотра я понял, что же произошло, то понял бы через это и время, и взгляд вождя на то, какой писатель ему был нужен, и о чём нельзя было говорить...

Многим в зале показалось интересным, что тема спектакля решена не только через потрясающие платоновские письма, но и через историю Александра Фадеева: в 1930-е этот советский писатель и крупный чиновник от литературы был фактически одним из её губителей, став одним из главных виновников того, что случилось с автором «Впрок» (и не только с ним). Но при этом Фадеев – фигура сложная, трагическая: в начале хрущёвской «оттепели», мучаясь угрызениями совести и пониманием, что торжество в творческой сфере представлений невежественного бюрократа стало тотальным, свёл счёты с жизнью.

Вторая часть рассказывает о трагедии сына Андрея Платонова, который из-за нелепой юношеской шалости в 1938 году был арестован и объявлен «одним из руководителей антисоветской молодёжной террористической и шпионско-вредительской организации». Многие зрители узнали про эту историю впервые. Можно ли подобное отнести к эстетическим достоинствам эскиза Никиты Бетехтина? Кто-то на обсуждении отметил интересную работу со звуком. Но говорилось и о том, что о феномене Платонова эскиз сообщает мало нового. Впрочем, мы видели лишь набросок... Кто знает, а вдруг, если основатели Никитинского театра захотят, чтобы работа была завершена, нас ждёт важная работа о нашем земляке.

А может, результатом фестиваля станут даже два или три новых спектакля о наших земляках.


Фестиваль открылся спектаклем Николая Коляды.
Фото Виталия Черникова.

Источник: газета «Коммуна» | №36 (26783) | Вторник, 15 мая 2018 года




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

Дымовая завеса
Повышение пенсионного возраста становится главным вопросом года, а может, и более продолжительной перспективы.

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Александр Захарченко: «Мы готовы к широкомасштабной войне»
Раздражение и агрессивность власти Украины направляют на мирных жителей Донбасса.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Время и бремя тревог
Почти половина жителей Воронежа (45%) оценивают настроение ближайшего к ним окружения как тревожное.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Наступление ВСУ провалилось
Обстрелы со стороны украинских войск на горловском направлении фиксируются даже в светлое время суток.

Новое правительство?
Новая конфигурация правительства скорее свидетельствует о консервации ситуации. Перемены в элитах пока не вызрели.

Заслуженный отдых станет короче
Почему государство спешит повысить пенсионный возраст? Как помочь работающим, которые – за чертой бедности?

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Подсчитали «невидимок» и ахнули
Сколько на самом деле бедных в России и какова действительная причина намерений увеличить возраст выхода на пенсию?

Летом Киев может начать наступление в Донбассе
В масштабных боевых действиях в ДНР и ЛНР накануне ЧМ по футболу больше всех заинтересован Порошенко.

Пространство свободы
Вольно или невольно, но Президент обозначил один из самых болезненных расколов, характеризующих сегодня российское общество.

Популярное за сегодня

В Воронежской области в острогожском селе Шубное сгорел дачный дом
Сообщение о пожаре по ул. Первомайская поступило в оперативную дежурную службу в 16:07 субботы, 18 августа.


Реклама

Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.