На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Культура


Очень русская история


17.05.2018 17:25

Театр

150-летний юбилей великого пролетарского писателя (так когда-то именовали Максима Горького) был отмечен Воронежским академическим театром драмы постановкой пьесы «Старик», которой режиссёр Александр Сидоренко дал наименование «Куда летишь, кукушечка…»

Людмила РОМАНОВА,


театровед

Такое ласковое название как будто совсем не вяжется с содержанием пьесы, скажем прямо, не лучшей у классика. Но постановщику пришла в голову счастливая мысль пригласить в спектакль воронежский фольклорный ансамбль «Паветье» (руководитель – Александра Самотягина), который не только украсил его, но придал масштаб рассказанной истории, оттенил её народность.

Пьесы Максима Горького – это прежде всего драмы идей, воплощенные в конкретных персонажей. И трудность постановки его произведений заключается в том, чтобы эти персонажи выглядели как живые люди, а не «рупоры идей».

У советского театра большой опыт воплощения великолепных спектаклей по Горькому – достаточно вспомнить «Вассу Железнову» Малого театра или «Варваров» и «Мещан» в БДТ в постановке Георгия Товстоногова. Так что Александру Сидоренко, недавнему выпускнику режиссерского факультета ВТУ имени Щукина, было на кого равняться. За его плечами уже десять спектаклей, некоторые из них – лауреаты различных фестивалей.

Основной конфликт разворачивается между двумя героями. Один из них – Иван Мастаков, в прошлом у которого – побег с каторги; он сменил имя и уже много лет занимается деятельным трудом, давая работу тысячам людей и прослыв меж них справедливым хозяином. Таким образом он хочет загладить свою вину перед законом, хотя был осужден несправедливо. Второй участник конфликта – Старик, с которым Мастаков вместе отбывал наказание, провел на каторге двенадцать лет. После освобождения он отыскал Мастакова и шантажирует его, не говоря конкретно, чего именно добивается. Его бесит, что он сам отстрадал полностью, а Мастаков этого избежал.

Надо сказать, что Горький ненавидел людей, которые кичатся своими страданиями и выставляют их напоказ, словно гнойные раны. Он очень не любил за это Ф.М.Достоевского, называя его «нашей больной совестью». Собственно, и «Старика» он написал, полемизируя со спектаклями МХТ по романам Достоевского «Братья Карамазовы» и «Николай Ставрогин», которые поставил В.Немирович-Данченко. Но философский подтекст пьесы, похоже, не слишком увлек режиссера, он предпочел поставить криминальную драму, на что имеет полное право.

Что может быть хуже упоения страданием? И Горький рисует своего Старика омерзительной, но сильной фигурой. Таким его и играет Валерий Потанин, убрав свойственное ему в некоторых ролях самолюбование. Получился очень значимый образ. К сожалению, фигура Мастакова у автора более рыхлая и расплывчатая, и ни режиссер, ни актер Роман Слатвинский не смогли с этим ничего сделать. Таким образом, противостояние неравноценное, что автор и режиссер пытаются преодолеть, рисуя окружение Мастакова. Неприятные люди, надо сказать. Пасынок Павел (Евгений Чистяков) и падчерица Татьяна (Мария Щербакова) не испытывают к отчиму никакой благодарности. Сосед Харитонов (Денис Кулиничев) хочет пристроить своего племянника Якова (Евгений Баханов) к Татьяне, надеясь на богатое приданое.

Горький ненавидел людей, которые кичатся своими страданиями и выставляют их напоказ, словно гнойные раны. Он очень не любил за это Ф.М.Достоевского, называя его «нашей больной совестью».

Павел и Яков всюду шныряют, подслушивают и подсматривают. Татьяна не подпускает Якова к себе, и он, не зная, как привлечь её внимание, придумывает всякие издевательские шуточки, уверяя, что «будет смешно». Если добавить к ним девицу Марину, сопровождающую Старика, у которой Павел пытается выведать, что за странную власть имеет Старик над отчимом, то картина получается совсем неприглядная. Марина (Анна Кикас) – угрюмое, тупое и страшное существо. Только домоправительница Захаровна (колоритная Ирина Кулешова) да сердобольный Степаныч (Валерий Блинов) действительно любят хозяина. Ну и, конечно, Софья Марковна (Магдалена Магдалинина рисует свою героиню нежной, женственной, любящей, готовой защитить любимого человека).

И вся эта странная, тяжелая, полная скрытых драм жизнь разворачивается на фоне исполнения фольклорным ансамблем «Паветье» романсов, наигрышей, тюремных страданий. Получается очень русская история…

Чтобы сохранить интригу, не буду говорить о концовке спектакля. Для многих зрителей она будет неожиданной.

Александр Сидоренко не стал осовременивать Максима Горького чисто внешними приметами. И сценография, и костюмы Алексея Мочалова нейтральны, не вызывают вопросов. Разве что дергающиеся фигуры справа и слева – приметы наших дней. Но и они обостряют напряженность спектакля, которую режиссер и актеры умело поддерживают, пользуясь всеми приемами русского психологического театра.


Сцена из спектакля «Куда летишь, кукушечка...». Фото А.Селезнёва.

Источник: газета «Коммуна» |№37 (26784) | Пятница, 18 мая 2018 года




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

Дымовая завеса
Повышение пенсионного возраста становится главным вопросом года, а может, и более продолжительной перспективы.

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Александр Захарченко: «Мы готовы к широкомасштабной войне»
Раздражение и агрессивность власти Украины направляют на мирных жителей Донбасса.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Время и бремя тревог
Почти половина жителей Воронежа (45%) оценивают настроение ближайшего к ним окружения как тревожное.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Наступление ВСУ провалилось
Обстрелы со стороны украинских войск на горловском направлении фиксируются даже в светлое время суток.

Новое правительство?
Новая конфигурация правительства скорее свидетельствует о консервации ситуации. Перемены в элитах пока не вызрели.

Заслуженный отдых станет короче
Почему государство спешит повысить пенсионный возраст? Как помочь работающим, которые – за чертой бедности?

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Подсчитали «невидимок» и ахнули
Сколько на самом деле бедных в России и какова действительная причина намерений увеличить возраст выхода на пенсию?

Летом Киев может начать наступление в Донбассе
В масштабных боевых действиях в ДНР и ЛНР накануне ЧМ по футболу больше всех заинтересован Порошенко.

Пространство свободы
Вольно или невольно, но Президент обозначил один из самых болезненных расколов, характеризующих сегодня российское общество.

Популярное за сегодня

В Воронежской области в острогожском селе Шубное сгорел дачный дом
Сообщение о пожаре по ул. Первомайская поступило в оперативную дежурную службу в 16:07 субботы, 18 августа.


Реклама

Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.