На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Культура


Первоисточник отразился, как в капле


18.01.2018 18:26

Театр | Автора пьесы о Каренине герой интересует не как государственный деятель, а как человек

Признаюсь, не без опаски шла я на новый спектакль Воронежского Камерного театра «Каренин» (пьеса Василия Сигарева по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина»). Ох, уж это «по мотивам»! Сколько раз подобные «мотивы» оказывались очень далеки от верности первоисточнику, а то и вовсе искажались. Что на сей раз?

Людмила РОМАНОВА,
театровед

К счастью, применительно к данному спектаклю мои опасения оказались напрасными. Драма «Каренин» написана как бы с точки зрения человека, сочувствующего обманутому мужу. Анна и Вронский там на обочине сюжета, Каренин на первом плане. Этот прием не нов в мировой драматургии. Вспомним пьесу «Брат Алеша» В.Розова, где развивается только линия одного из братьев Карамазовых. Широко известна также пьеса Т.Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», излагающая события «Гамлета» с точки зрения невольных жертв этих событий. А Каренин именно жертва.

При чтении романа нетрудно заметить, что симпатии автора на стороне героини, а Каренин обрисован неприязненно. Одни эти пресловутые уши чего стоят! Да и в пользе его государственной деятельности Толстой как бы сомневается: он вообще сомневался в пользе многих государственных ведомств.

Сигарева же Каренин интересует не как государственный деятель, а как человек, у которого жизнь катилась по накатанному руслу, всё складывалось прекрасно: красавица-жена, сын, труд на пользу государства, карьерный рост – и вдруг катастрофа. Он не понимает: за что ему это? Ведь он же все делал как надо, как издавна предписано. И, главное – в соответствии со своими убеждениями. Если кто помнит, поворот отношения к Каренину был сделан уже в фильме Сергея Соловьева несколько лет назад, где эту роль сыграл Олег Янковский, чьё магнетическое обаяние придало образу положительный оттенок. Очень запомнился финал, где Каренин смотрит в окно на катающегося на коньках Сережу, а рядом с ним маленькая Аннушка – дочь Вронского и Анны. Такой финал мгновенно реабилитировал Каренина в глазах зрителя.

Сигарева же Каренин интересует не как государственный деятель, а как человек, у которого жизнь катилась по накатанному руслу, всё складывалось прекрасно: красавица-жена, сын, труд на пользу государства, карьерный рост – и вдруг катастрофа.

В подобном ключе играет в воронежском спектакле эту роль Юрий Овчинников. Его герой прежде всего добр и глубоко переживает свалившееся на него несчастье. Он его никак не заслужил. Одна из начальных сцен спектакля, когда к нему приходит графиня Лидия Ивановна, чтобы выразить сочувствие и поддержать - он отдаёт распоряжение сервировать чай и сыплет чуть ли не десять ложек сахара в маленькую чашку, с наигранным оживлением рассказывая о каких-то планах своего отдела в министерстве. Всё его поведение говорит о том, что он не готов, не хочет обсуждать свою драму с кем бы то ни было. Сдержанность – основной мотив образа. Но при внешней сдержанности – проникновенная глубина. Особенно впечатляет сцена прощения у постели умирающей Анны. Никаких внешних эффектов, а зритель чувствует: перелом произошел, он действительно от всего сердца простил. Подобный накал чувств при лаконизме выразительных средств дорогого стоит.

Сейчас в театре принято выделять в образе какую-то одну черту и демонстрировать её, лишая образ многогранности. Но режиссер спектакля Руслан Маликов каким-то чудом при минимализме внешнего рисунка сохраняет многогранность. После Овчинникова-Каренина те же качества демонстрирует Наталья Шевченко – Лидия Ивановна (не могу не порадоваться возвращению на сцену после тринадцатилетнего отсутствия этой замечательной артистки, одной из основательниц Камерного театра).

Её героиня одинаково убедительна и в религиозном ханжестве, и в ненависти к Анне, и в восхищении Алексеем Карениным, которому признается в любви, целомудренно краснея. Нет сарказма, нет осуждения – перед нами живой человек, понятный в своих слабостях.

Остальные образы романа даны эскизно, но обрисованы убедительно. Владислав Моргунов играет и Вронского, и Стиву Облонского и в каждом образе выделяет главное, давая как бы сгусток характера. Анна (Ирина Соболева, в прошлом тоже артистка Камерного, сейчас москвичка, приглашенная на роль) тоже дается через призму восприятия Каренина, но основа образа понятна. Остальные персонажи никак не выбиваются из общей картины и дают о себе убедительное представление.

Минимализм присутствует и в сценографии (художник Анастасия Фертик): через всю сцену помост, слева – зеркало в старинной раме, справа – окно с видом Петербурга – для меня образ вполне адекватный. Возникающие по ходу видеоизображения Алексея Бычкова (то сыплющийся снег, то пролетающие по экрану лошади в сцене скачек) удачно дополняют художественный образ спектакля.

Можно, конечно, долго и нудно рассуждать, какие линии романа не вошли в пьесу: отношения Долли и Стивы, Кити и Левина, да мало ли что еще. Огромный роман очень трудно вместить в спектакль. Пьеса Сигарева убедила, что можно пристально рассмотреть какуюто одну линию, и в ней, как в капле воды, возникнет отражение всего романа. А если добавить еще высокую культуру постановки, то и выйдет спектакль «Каренин», один из лучших в нынешнем театральном сезоне.


Сцена из спектакля «Каренин». Фото предоставлено Камерным театром.

Источник: газета «Коммуна» | №4 (26751) | Пятница, 19 января 2018 года




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Наше призрачное счастье
Лишь 35% респондентов-воронежцев считают, что власти хотели бы сделать российское общество более справедливым.

Без стыда
Высказывания ряда чиновников и депутатов приоткрыли скудость их политических познаний и откровенный цинизм.

Забытая война
Заигрывание с темой войны плодит не только внешние риски и угрозы. Насилие неизбежно проецируется вовнутрь.

Растёт запрос на справедливость
Россияне, по мнению социологов, всё чаще связывают статус великой державы не с внешней, а с внутренней политикой.

Республики ДНР и ЛНР будут признаны Россией
Это произойдёт, если Киев начнёт на них наступление и будет массовая гибель жителей.

Символы ноября
Пошло уже тринадцать лет с тех пор, как страна отметила День народного единства в первый раз.

Парус единства – справедливость
Ощущение россиянами единства с согражданами зависит от оценки того, насколько справедливо устроено общество.

Банальность зла
Неделя за неделей стали приносить плохие новости, своего рода «чёрных лебедей» – непредвиденные несчастья.

Конституционные вопросы
Стране не помешает дискуссия о путях её конституционных изменений, пусть даже в рамках виртуального «круглого стола».

Лукавая арифметика
Создаётся ощущение, что в России мысль чиновников работает только в одном направлении – как улучшить статистику.

Профицитные радости
Минувшая неделя принесла неожиданно радостные экономические новости. В Совфеде прошли слушания по проекту бюджета.

Под гнётом либерального креста
Демографическую трагедию 90-х в то время назвали «русский крест». Сегодня ясно, что такое определение оказалось неточным.

Иранский троянский конь
Военные специалисты и ряд политологов солидаризовались: ситуация чревата серьёзным военным конфликтом.

Тревожный звонок
Похоже, старая политическая игра заканчивается, и мы на пороге новой, возвращающей политике её изначальный смысл.

О чём рассказали выборы?
Электоральный тур – 2018 завершился, комментарии к его результатам от лица всех его участников прозвучали.

Майские указы. С интервалом в шесть лет
Что стало главной причиной неисполнения реалистически поставленных Президентом концептуальных положений указов?

Бухгалтерский расчёт
Российские власти не учли главного: модель пенсионной системы входила в своеобразный общественный договор.

Забытый август
Мы действительно являемся страной, у которой непредсказуемо не будущее, а прошлое?

Коварный референдум
Российская политическая жизнь постепенно накаляет атмосферу в преддверии выборов в регионах.

Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Популярное за сегодня

Реклама


Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.