На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Культура


Пир, труд, рай… и немного ада


14.06.2018 17:16

VIII Международный Платоновский фестиваль искусств | Фестивальная выставочная программа продолжает демонстрировать пёстрый спектр искусства XX века

Фернан Леже в последние десятилетия Советской власти для многих моих продвинутых соотечественников был, наряду с Пабло Пикассо, примером авангарда, о котором не запрещено говорить. Получить адекватную информацию о Дали, Ротко, Уорхоле, читая работы советских искусствоведов, было непросто, а придерживавшийся левых взглядов (да и, прямо скажем, на более понятном языке разговаривавший с аудиторией) Леже со времён хрущёвской «оттепели» получил статус «прогрессивного художника».

Виталий ЧЕРНИКОВ

В XXI веке многим в России он памятен тем, что его куртку носил Сергей Довлатов, о чём написал рассказ. У этого представителя поколения, разочаровавшегося в идеалах, на которых базировался (к концу 1960-х – чисто теоретически) Советский Союз, чувствуется двойственное отношение к хозяину куртки, симпатия борется с иронией: «Фронтовые рисунки Леже проникнуты ужасом. В дальнейшем он, подобно Маяковскому, боролся с искусством. Но Маяковский застрелился, а Леже выстоял и победил».

В XXI веке творчество художника можно оценивать без оглядки на то, каким коммунистом он был. Выставка «Фернан Леже. Поэтика современности» в музее имени И.Н.Крамского показывает нам Леже-романтика, человека, который завороженно всматривался в жизнь. Его «Корова» могла бы стать иллюстрацией к рассказу Андрея Платонова, но и канкан этому французу не был чужд. Значительная часть экспозиции – работы из цикла «Город»: результат прогулок художника по Парижу. Такие знакомые названия: «Эйфелева башня», «Монпарнас»! Среди экспонатов – несколько образцов фаянсовых тарелок, ковры, созданные в 1960-х по его рисункам.

Проведение выставки стало возможным благодаря сотрудничеству с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

– Для меня фигура Леже всегда была интересна во многих отношениях, – признался художественный руководитель Платоновфеста Михаил Бычков. – Но когда жизнь связала меня с фестивалем, мне увиделось что-то неслучайное в том, как современники Фернан Леже и Андрей Платонов, люди разных культур, из разных стран, разного жизненного пути, в чём-то – в своих идеалах, иллюзиях, жизненных устремлениях на каких-то этапах жизни совпадали. Специалисты, может быть, обнаружат более глубокие параллели!

Это первая фестивальная выставка в музее имени И.Н.Крамского, на которой представлено творчество художника-иностранца: прежде Платоновфест предоставлял воронежцам возможность увидеть работы отечественных творцов, современников писателя или наших современников. Заместитель директора и главный хранитель Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Татьяна Потапова напомнила собравшимся: Леже, хотя и «работал на французской почве», Россию любил, ею интересовался. Основа музейной коллекции его творений – работы, переданные в дар вдовой и вдохновительницей художника, уроженкой России Надеждой Ходасевич-Леже. Также представлены работы, которые хранились в семье писателя и публициста Ильи Эренбурга.

Ещё одним ярким фестивальным событием стала выставка «НАИВ…НО: Пиросмани и компания», открывшаяся в зале на улице Кирова. Все экспонаты – из коллекции Московского музея современного искусства. Знакомство воронежцев с творчеством живописцев-самоучек, называемых примитивистами, конечно, дело важное, но задача этого проекта шире: познакомить не только с их творчеством, но и с тем, как влияло видение людей из народа на художников, которых принято называть «профессионалами».

Не секрет, что русские авангардисты, от братьев Бурлюков до Малевича и Кандинского, интересовались разными ипостасями народного творчества – от заговоров и сказок до икон и магазинных вывесок. И вот теперь творения самоучек соседствуют в одном зале с картинами Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Татлина. Кстати, Гончарова и Ларионов повлияли в 19701980-е на ленинградца Тимура Новикова и его окружение (группа представлена работой Сергея Бугаева-Африки, образцом для которой послужили детские рисунки).

Работ Нико Пиросмани на выставке шесть. В их числе – вывеска для духана и портрет хозяина этого заведения. Не обошли кураторы проекта такую важную для художника тему, как анималистическая: портреты жирафа и медведя творец-самоучка явно создавал «по рассказам».

Большинство авторов – наши соотечественники. Однако среди жемчужин выставки сразу замечаешь картину француза Анри Руссо. Кстати, оказывается, не только Пиросмани открыли миру жившие в дореволюционной Грузии авангардисты, но и к известности «таможенника Руссо» россияне имели некоторое отношение.

– В нашей коллекции около тридцати работ Пиросмани, – рассказала на открытии выставки Людмила Андреева, руководитель кураторской группы. – Фактически это целая экспозиция. И её очень часто требуют в других городах. Я, например, с ней уже раза четыре или пять ездила по городам России.

Экспонаты распределены по нескольким разделам, каждый демонстрируют ту или иную ключевую для примитивистов тему. Например, «Труд», «Пир», «Смерть», «Ад», «Рай». Аннотации сообщают: «Авангардисты боролись с салонным академизмом, с мещанскими «бесстыжими Венерами» и в центр мира ставили человека труда. Таким мы видим его на работах Казимира Малевича и Давида Бурлюка. А самоучкам-наивистам не надо было далеко ходить за вдохновением, так как многие из них происходили из рабочих и крестьянских семей»… «Образный строй наивного искусства часто вызывает ассоциацию с райской идиллией. Действительно, большинство художников тяготело к светлым и чистым образам, к тому, что приводит душу в умиление и благостное состояние».

– Социум их тоже увлекал, – рассказывает Людмила Андреева. – Есть такая художница Дикарская, которая была участницей двух мировых войн. И на выставке вы можете увидеть её картины, связанные с темой революции, Гражданской войны.


Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.


Женщины были одними из главных источников вдохновения для Леже.


Художников-примитивистов интересовали разные темы,
от выступления хора до революции.

Источник: газета «Коммуна» | №45 (26792) | Пятница, 15 июня 2018 года




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Лукавая арифметика
Создаётся ощущение, что в России мысль чиновников работает только в одном направлении – как улучшить статистику.

Профицитные радости
Минувшая неделя принесла неожиданно радостные экономические новости. В Совфеде прошли слушания по проекту бюджета.

Под гнётом либерального креста
Демографическую трагедию 90-х в то время назвали «русский крест». Сегодня ясно, что такое определение оказалось неточным.

Иранский троянский конь
Военные специалисты и ряд политологов солидаризовались: ситуация чревата серьёзным военным конфликтом.

Тревожный звонок
Похоже, старая политическая игра заканчивается, и мы на пороге новой, возвращающей политике её изначальный смысл.

О чём рассказали выборы?
Электоральный тур – 2018 завершился, комментарии к его результатам от лица всех его участников прозвучали.

Накануне
Власть совершила серьёзную ошибку, создав для баллотирующихся не самый благоприятный фон.

Майские указы. С интервалом в шесть лет
Что стало главной причиной неисполнения реалистически поставленных Президентом концептуальных положений указов?

Бухгалтерский расчёт
Российские власти не учли главного: модель пенсионной системы входила в своеобразный общественный договор.

Забытый август
Мы действительно являемся страной, у которой непредсказуемо не будущее, а прошлое?

Коварный референдум
Российская политическая жизнь постепенно накаляет атмосферу в преддверии выборов в регионах.

Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Наступление ВСУ провалилось
Обстрелы со стороны украинских войск на горловском направлении фиксируются даже в светлое время суток.

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Популярное за сегодня

Александр Гусев поручил разработать единую методику проектирования общественных пространств
Губернатор провёл встречу с руководителем УАиГ Андреем Еренковым. Обсуждалось участие Управления в реализации в регионе мероприятий Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».


Реклама

Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.