На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Культура


Письма мёртвого сценариста


11.10.2018 16:51

Театр | В Воронежском Камерном станцевали ещё одну антиутопию

Появление танцевальной труппы в драматическом театре – событие, мягко говоря, нечастое. Попытки создать проект, связанный с современным танцем, в Воронеже и раньше предпринимались, но сейчас о тех первопроходцах ничего не слышно. Благодаря Платоновскому фестивалю воронежцы узнали много нового о нынешнем состоянии хореографии, и вполне естественно, что более масштабная попытка сделать что-то своё в этой сфере осуществилась именно в стенах Камерного театра, руководимого Михаилом Бычковым.

Виталий ЧЕРНИКОВ


Недавно здесь состоялась премьера уже третьего танцевального спектакля. Связана ли с конкретным местом литературоцентричность всех трёх постановок? Каждая – обращение к текстам, знакомым более или менее продвинутому читателю. В основе созданной совместно с фестивалем-школой TERRITORIЯ при поддержке компании СИБУР «Безмолвной весны» – роман Олдоса Хаксли «Обезьяна и сущность».

Хореограф Константин Кейхель перед премьерным показом рассказывал журналистам: «У нас была некая концепция, история, которую мы планировали сделать». Причём изначальным толчком стал вообще другой текст – даже не художественный. Но, видимо, была потребность не бессюжетное, рассчитанное на людей с богатым ассоциативным мышлением, представление показать, а рассказать с помощью танца историю.

Голливудский сценарист мучительно придумывает сюжет для нового фильма. Существенная часть первого действия «Безмолвной весны» стилизована то под нуар 1940-х, то под мюзикл 1950-х вроде «Вестсайдской истории». Появляется и киноэкран, на котором мелькают фрагменты голливудской киноклассики (порой и сам персонаж появляется), рифмуясь с происходящим на сцене (за видеосоставляющую отвечает Алексей Бычков). В воображении сценариста возникают то светская вечеринка, то сцены в психушке (а может, и вправду творческий кризис привёл его туда). Обитатели психушки не похожи на «цивилизованных людей» – но и те, кто «на воле», несут в своих повадках следы варварства. Надо ещё понимать, о каком времени идёт речь: недавно закончилась Вторая мировая, показавшая, на какие зверства способен человек, – и острее стала заметна фальшь афоризмов про «гордое звучание» этого слова. Философы спорят, возможна ли поэзия после Освенцима. Как писал философ Теодор Адорно, «правильно, наверное, будет задаться менее «культурным» вопросом о том, а можно ли после Освенцима жить дальше; можно ли действительно позволить это тем, кто случайно избежал смерти, но по справедливости должен стать одним из тех, убитых». Человечество увидело последствия падения на город ядерной бомбы – созданной, кстати сказать, величайшими учёными мира. Иные, едва ощутив радость победы над абсолютным злом нацизма, живут в предчувствии конца мира.

Ощущения безысходности «Весна» после себя не оставляет. Может быть, благодаря иронии, которая ощущается в иных сценах. Не в последнюю очередь благодаря эклектичной (от электроники до чуть ли не джаза) музыке Константина Чистякова.

Замысел сценариста трансформируется.

Мир погиб. Оставшиеся в живых после ядерной катастрофы учёные отправляются с экспедицией на чудом уцелевшую Новую Зеландию, где исследователей ожидает неприятный сюрприз: выясняется, что эволюция повернула вспять, люди утратили свои индивидуальности и превратились в стадо животных (в спектакле они уподоблены кабанам). Первое действие – мир цивилизации (который, увы, несёт в себе вирус дикости, первобытности), второе – мир стадности (которую любитель «древних, вековых обычаев», наверное, назвал бы иначе: общинностью и т.п.).

Использованную самку самец пренебрежительно отбрасывает ногой, как мусор (сцена небольшая, но запоминающаяся).

Забавно: все три танцевальных спектакля Воронежского Камерного неплохо друг с другом рифмуются – хотя создавали их разные хореографы, и Константин Кейхель перед тем, как приехать в Воронеж, работ коллег почти наверняка не видел, а зачатки замысла в голове уже держал. Видимо, и вправду тревожные мысли о том, как тонок слой цивилизованности в человеке, многих в России посещают... Как и в предыдущих постановках, на сцене доминирует некое «коллективное тело», в котором элементы взаимозаменяемы.

Кабацкая ли драка происходит, охота ли на человека – лиц не рассмотреть. На первом представлении не всегда ощущалась монолитность группы танцоров, но тут, видимо, причина была в недостаточном количестве репетиций. После нескольких показов сыгранность станет ощутимей.

Впрочем, есть и главный герой в привычном понимании слова. В спектакле «Мы» он тоже был – и, насколько мне запомнилось, с самого начала выглядел «выпадающим звеном». В «Безмолвной весне» сценарист (он же – ученый из второго действия) не только одинок, но и пассивен. Но ведь «Мы» и рассказывало про то, как одиночка перестал ощущать себя безликим номером (не без помощи женщины), а новый спектакль, так получается, больше про слияние и поглощение.

Однако ощущения безысходности «Весна» после себя не оставляет. Может быть, благодаря иронии, которая ощущается в иных сценах. Не в последнюю очередь благодаря эклектичной (от электроники до чуть ли не джаза) музыке Константина Чистякова. Нетрудно догадаться: в ней элемент стилизации также важен. Создавалась музыка в диалоге с хореографом, трансформируясь, пока шли репетиции. Особенно усмешка авторов заметна в сценах, показывающих знакомство выжившего участника экспедиции с племенем бывших людей и их вождём (а затем – попытку человека культуры слиться с народом). Ироничен, кстати, и слегка расплывчатый финал «Безмолвной весны» – постскриптум к трагической развязке.

Словосочетание «современная хореография» для иных любителей театра звучит пугающе. Однако этот спектакль совсем не выглядит высказыванием, малодоступным пониманию. И я имею в виду не только то, что иные эпизоды решены вполне в привычном русле, с отсылками к классическому балету.

Источником вдохновения для хореографа стало произведение Олдоса Хаксли, наверное, не самого очевидного для массовой аудитории автора, но не будем забывать, что после «Обезьяны и сущности» был популярный роман Пьера Буля «Планета обезьян», ставший основой для голливудской франшизы, а жанр постапокалипсиса оказался в кинематографе второй половины XX века весьма распространён – от «Безумного Макса» до картин Константина Лопушанского.

В интерпретации Константина Кейхеля Олдос Хаксли похож на Жюль Верна. На месте того исследователя, попавшего в лапы новозеландских дикарей, легко можно вообразить какого-нибудь Жака Паганеля. Кстати, читатели «Детей капитана Гранта» должны помнить, что Новая Зеландия – место, куда парой веков раньше занесло и героев этого романа.


Сцена из спектакля «Безмолвная весна». Фото Алексея БЫЧКОВА.

Источник: газета «Коммуна» | №79 (26826) | Пятница, 12 октября 2018 года




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Забытая война
Заигрывание с темой войны плодит не только внешние риски и угрозы. Насилие неизбежно проецируется вовнутрь.

Растёт запрос на справедливость
Россияне, по мнению социологов, всё чаще связывают статус великой державы не с внешней, а с внутренней политикой.

Республики ДНР и ЛНР будут признаны Россией
Это произойдёт, если Киев начнёт на них наступление и будет массовая гибель жителей.

Символы ноября
Пошло уже тринадцать лет с тех пор, как страна отметила День народного единства в первый раз.

Парус единства – справедливость
Ощущение россиянами единства с согражданами зависит от оценки того, насколько справедливо устроено общество.

Банальность зла
Неделя за неделей стали приносить плохие новости, своего рода «чёрных лебедей» – непредвиденные несчастья.

Конституционные вопросы
Стране не помешает дискуссия о путях её конституционных изменений, пусть даже в рамках виртуального «круглого стола».

Лукавая арифметика
Создаётся ощущение, что в России мысль чиновников работает только в одном направлении – как улучшить статистику.

Профицитные радости
Минувшая неделя принесла неожиданно радостные экономические новости. В Совфеде прошли слушания по проекту бюджета.

Под гнётом либерального креста
Демографическую трагедию 90-х в то время назвали «русский крест». Сегодня ясно, что такое определение оказалось неточным.

Иранский троянский конь
Военные специалисты и ряд политологов солидаризовались: ситуация чревата серьёзным военным конфликтом.

Тревожный звонок
Похоже, старая политическая игра заканчивается, и мы на пороге новой, возвращающей политике её изначальный смысл.

О чём рассказали выборы?
Электоральный тур – 2018 завершился, комментарии к его результатам от лица всех его участников прозвучали.

Майские указы. С интервалом в шесть лет
Что стало главной причиной неисполнения реалистически поставленных Президентом концептуальных положений указов?

Бухгалтерский расчёт
Российские власти не учли главного: модель пенсионной системы входила в своеобразный общественный договор.

Забытый август
Мы действительно являемся страной, у которой непредсказуемо не будущее, а прошлое?

Коварный референдум
Российская политическая жизнь постепенно накаляет атмосферу в преддверии выборов в регионах.

Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Популярное за сегодня

В Воронежской области субботним днём сгорел трактор в новохопёрском селе Троицкое 58
Сообщение о пожаре поступило в оперативную дежурную службу Центра управления в кризисных ситуациях в 15.48.

В Воронежской области за минувшие сутки зарегистрировано 138 ДТП 14
В том числе 92 – в Воронеже, 34 – в районах, 12 – на федеральных автотрассах. В 14 ДТП пострадали люди. Погибли два человека, смертельные ДТП произошли в калачеевском с.Заброды. Травмированы 17 человек.

В Воронеже митрополит Сергий совершил Великое освящение новопостроенного храма 9
Приход храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла был образован в 2002 году. Храм строился на пожертвования прихожан. Богослужения долгое время совершались во временном молитвенном доме.


Реклама

Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.