На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Общество


Земляки. Шедший к миру через культуру


28.04.2012 06:30

Сегодня исполнилось бы 80 лет поэту и философу Валентину Сидорову

Валентин Сидоров.

Имя Валентина Сидорова было знакомо мне со школьных лет – в основном по его публикациям в периодике. В студенческие годы с интересом прочитал его первую книжку стихов «Город после дождя», вышедшую в 1959 году в издательстве «Молодая гвардия». Как я позднее узнал, ЦК комсомола оценил её как «идейно порочную и ревизионистскую». В то время я и понятия не имел, что Валентин Митрофанович – наш земляк: ведь он жил уже в Москве. Каково же было мое удивление, когда родственница сказала как-то с гордостью, что «Валентин Сидоров – наш, семилукский».

Сейчас уже не могу вспомнить точно, где и когда мы с ним познакомились. Возможно – и скорее всего это так – в Москве, на каком-нибудь писательском пленуме или съезде. А может быть, в Воронеже: ведь в Семилуках, у родителей, и в областном центре он бывал довольно часто.

Словом, когда я в 1988 году возглавил журнал «Подъем», мы с Валентином Митрофановичем были уже хорошо знакомы. Мой приход на пост главного редактора совпал с решением Центрально-Черноземного книжного издательства отказаться от финансирования журнала. Надо было срочно поднимать тираж, чтобы выжить самостоятельно. Эту проблему мы решили. Успех вместе с редакцией журнала по праву разделял Валентин Сидоров.

Как-то прочитал в газете: руководитель одного столичного издательства с гордостью говорит, что после многих лет замалчивания Елены Блаватской первым выпустил ее книгу «Из пещер и дебрей Индостана». Но это неправда. Первая публикация состоялась в воронежском «Подъеме». И решился я на этот шаг по предложению Валентина Митрофановича. Путевые записки Елены Блаватской вместе с «Нечистой силой» Валентина Пикуля, «Гардемаринами…» Нины Соротокиной и другими произведениями, впервые опубликованными «Подъемом», подняли читательский интерес к журналу. Редакция получила огромное количество писем с благодарностями.

Сидоров очень гордился этим и не раз в своих публичных выступлениях рассказывал о сотрудничестве с «Подъемом», говоря о журнале в весьма лестных тонах.

И тут мне надо, видимо, оговориться, сказать, что многих философских взглядов Валентина Сидорова я не разделяю. Считаю, что в наше время, когда Россию постигло множество бед, нам нужно больше обращаться к своим собственным корням, к православию. Валентина Митрофановича нравственные проблемы глубоко волновали, но он шел своим путем, во многом ориентируясь на нравственную опору Индии – ее религию. Осуждать его за это вряд ли нужно. Каждый настоящий поэт – это свой, особый мир, он живет по своим собственным законам, а иначе он не был бы поэтом.

К слову сказать, философские взгляды Валентина и сложное отношение к нему некоторых священнослужителей совсем не мешали поэту с большим уважением относиться к православию. Скажем, из повести «Знаки Христа» можно узнать, что Валентин – человек крещеный, и это для него, русского, вполне естественно. К образу Христа Сидоров обращался в своем творчестве постоянно.

…Подумай о Христе. Потом уж
думай
Ты о своих страданьях и болезнях.
Трудно себе представить, чтобы это написал неправославный человек.

Тем не менее, в тех же, например, «Знаках Христа» Сидоров рассказывает о разговоре с одним знакомым, которого мучил вопрос: «Кто выше: Христос или Будда?» «Я спросил его, – пишет Сидоров: «А вы можете измерить расстояние от себя до Будды? – «Нет» – «А от себя до Христа?» – «Тоже нет». – «Значит, вы не можете измерить расстояние от известного до неизвестного, но пытаетесь вычислить расстояние между двумя неизвестными».

Вероятно, для религиозного ортодокса это звучит кощунственно. Но не забудем, что Сидоров был не религиозным деятелем, а поэтом и философом.

Известно, что в Литературном институте имени А.М.Горького, где Сидоров учился в аспирантуре, а затем вел поэтический семинар, он защитил кандидатскую диссертацию о Николае Рерихе. К Рериху, а через него – к теме Индии, он возвращался постоянно, до конца своей жизни.

Совсем не случайным было то, что он возглавлял Комиссию по литературному наследию Н.К.Рериха при Союзе писателей СССР, а в 1989 году был избран президентом Всесоюзной ассоциации «Мир через Культуру», преобразованной затем в Международную. Эта ассоциация продолжала линию Рериха на сближение Индии и России. Глубокое знание индийской философии и такое же глубокое уважение к ней вызывало к нему ответное уважение в Индии.

Мне впервые посчастливилось побывать в Индии в 1989 году. Узнав, что я отправляюсь туда руководителем группы туристов, Валентин поинтересовался, не проходит ли наш туристский маршрут через Бангалор. Этот город на нашем пути действительно был. Сидоров очень обрадовался, у него оказалось ко мне небольшое поручение. Я должен был встретиться со Святославом Николаевичем Рерихом.

В Бангалор мы прилетели из Мадраса с большим опозданием. Осмотр города занял довольно много времени, и в гостинице мы оказались глубоким вечером. А утром, после завтрака, наша группа должна была выехать на автобусе в Майсур. Словом, времени для встречи с Рерихом практически не было. Тем не менее, я позвонил ему и, объяснив ситуацию, передал все, что от меня требовалось, по телефону.

Рерих захотел все же встретиться со мной. «Удобно вам будет, – спросил он, – если за вами заедут на машине в гостиницу часов в шесть утра?» Я, конечно, не возражал. Беседа, состоявшаяся на вилле Рериха под Бангалором, продолжалась часа полтора. О многом говорил известный живописец и мыслитель. И очень уважительно – о Валентине Сидорове, с которым его связывала многолетняя дружба.

Во второй раз я побывал в Индии в ноябре 1997 года, будучи председателем Комитета по культуре Администрации Воронежской области – в составе областной делегации. Вместе с нами в Индию летел и Валентин Митрофанович Сидоров. Если мне не изменяет память, то была его то ли восемнадцатая или девятнадцатая поездка в эту страну. Он был полноправным членом нашей делегации, потому что руководство обладминистрации возлагало на него большие надежды: от Сидорова ждали помощи в установлении экономических и культурных связей Воронежской области с Индией. Забегая вперед, скажу, что эти надежды он полностью оправдал.

Наш прилет в Индию начался с небольшого инцидента в аэропорту индийской столицы. Впрочем, он мог бы стать и очень большим, если бы речь шла не о Сидорове, а о ком-то другом из прилетевших. А произошел этот инцидент во время прохождения паспортного контроля.

Поскольку, как я уже сказал, Валентину приходилось бывать в Индии довольно часто, то он всегда оформлял долговременную въездную визу. Уж не знаю, как это получилось, но на сей раз эта виза оказалась… просроченной. Руководитель делегации занервничал: еще бы, такой конфуз! Признаться, я и сам тогда подумал: «Надо же, как не повезло Валентину. Придется ему теперь целую неделю отсиживаться в салоне нашего воронежского ТУ, ожидать, пока завершится визит делегации…» Но не тут-то было! Сидоров куда-то позвонил, и его тут же пропустили через границу – гораздо раньше, чем паспортный контроль прошла вся делегация.

В Дели Валентин ориентировался, как мне кажется, ничуть не хуже, чем в Воронеже или Семилуках. Во всяком случае, на любой официальной встрече он появлялся точно в назначенное время, несмотря на то, что всю делегацию подвозили по лабиринту улиц то Старого, то Нового Дели на автобусе, а Сидоров добирался самостоятельно.

Незабываемой была наша поездка в Гобинд Садан, проливавшая свет на некоторые философские взгляды Сидорова. В Гобинд Садане расположился так называемый ашрам Баба Вирса Сингха – одного из самых почитаемых духовных Учителей Индии. Слышать о нем от Валентина приходилось и прежде. А по пути в Гобинд Садан Сидоров буквально взахлеб рассказывал нам об этом человеке, не претендующем на роль святого или пророка, но являющемся таковым для многих тысяч людей в Индии.

Зная об увлеченности Валентина, я считал, что он сильно преувеличивает. Но Гобинд Садан действительно оказался цветущим оазисом. Особенно на фоне нищеты тех кварталов Старого Дели, которые мы проезжали пятнадцать-двадцать минут тому назад. Плодородные поля, прекрасные сады, молочные фермы… С трудом верилось, что когда-то здесь царило запустение. Члены общины, созданной из последователей Баба Вирса Сингха, не только трудятся здесь в свое удовольствие, но и делятся со всеми, кто к ним приходит: бесплатно предоставляют и кров, и еду, и лекарства.

В беседе с нами Баба Вирса Сингх пространно говорил о добре и зле, о любви, о силе разума, данного Богом человеку, о необходимости контролировать свои дела и мысли. Кстати, в одном из томов собрания сочинений Валентина Сидорова есть фотография, надпись под которой гласит: «Баба Вирса Сингх благословляет Валентина Сидорова. Гобинд Садан, 1997 г.». Этот снимок по просьбе Валентина был сделан мной.

Как президенту ассоциации «Мир через Культуру» Сидорову приходилось встречаться с самыми разными, всемирно известными людьми. Среди них были и Папа Римский Иоанн Павел II, и Далай-лама ХIV, и знаменитая болгарская провидица Ванга, и министр культуры Болгарии Людмила Живкова. О многих встречах он успел написать. Он рассказывал о них спокойно, постоянно возвращаясь в творчестве к теме Отечества. И опять в поэтическом блокноте появлялись строки о Семилуках – «столице сердца моего», о древнем Воронеже, о неразделимости своей судьбы с судьбой России.

Веру в Россию он не терял никогда. Даже в самые трудные для Отечества годы, когда «вновь страдания чужие неотделимы от своих», и «снова все страданья мира в твоей судьбе скрестились, Русь», он не сомневался, что «слово главное не сказано ее вождями и пророками».

Евгений НОВИЧИХИН

Источник: газета «Коммуна» №61 (25889), 28.04.2012г.




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Наше призрачное счастье
Лишь 35% респондентов-воронежцев считают, что власти хотели бы сделать российское общество более справедливым.

Без стыда
Высказывания ряда чиновников и депутатов приоткрыли скудость их политических познаний и откровенный цинизм.

Забытая война
Заигрывание с темой войны плодит не только внешние риски и угрозы. Насилие неизбежно проецируется вовнутрь.

Растёт запрос на справедливость
Россияне, по мнению социологов, всё чаще связывают статус великой державы не с внешней, а с внутренней политикой.

Республики ДНР и ЛНР будут признаны Россией
Это произойдёт, если Киев начнёт на них наступление и будет массовая гибель жителей.

Символы ноября
Пошло уже тринадцать лет с тех пор, как страна отметила День народного единства в первый раз.

Парус единства – справедливость
Ощущение россиянами единства с согражданами зависит от оценки того, насколько справедливо устроено общество.

Банальность зла
Неделя за неделей стали приносить плохие новости, своего рода «чёрных лебедей» – непредвиденные несчастья.

Конституционные вопросы
Стране не помешает дискуссия о путях её конституционных изменений, пусть даже в рамках виртуального «круглого стола».

Лукавая арифметика
Создаётся ощущение, что в России мысль чиновников работает только в одном направлении – как улучшить статистику.

Профицитные радости
Минувшая неделя принесла неожиданно радостные экономические новости. В Совфеде прошли слушания по проекту бюджета.

Под гнётом либерального креста
Демографическую трагедию 90-х в то время назвали «русский крест». Сегодня ясно, что такое определение оказалось неточным.

Иранский троянский конь
Военные специалисты и ряд политологов солидаризовались: ситуация чревата серьёзным военным конфликтом.

Тревожный звонок
Похоже, старая политическая игра заканчивается, и мы на пороге новой, возвращающей политике её изначальный смысл.

О чём рассказали выборы?
Электоральный тур – 2018 завершился, комментарии к его результатам от лица всех его участников прозвучали.

Майские указы. С интервалом в шесть лет
Что стало главной причиной неисполнения реалистически поставленных Президентом концептуальных положений указов?

Бухгалтерский расчёт
Российские власти не учли главного: модель пенсионной системы входила в своеобразный общественный договор.

Забытый август
Мы действительно являемся страной, у которой непредсказуемо не будущее, а прошлое?

Коварный референдум
Российская политическая жизнь постепенно накаляет атмосферу в преддверии выборов в регионах.

Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Популярное за сегодня

Реклама


Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.