На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Промышленность


Воронежский экскаватор: сквозь годы и трудности


22.10.2003 23:00

Они дают жизнь экскаваторам


Перемены, вызванные переходом к рыночной экономике, для огромного машиностроительного комплекса, каковым является Воронежский экскаваторный завод, стали рубежом, который заставил всех – от руководителя до рабочего – переосмыслить будущее, свое место в нем и место своего завода.

Все, кто остался, кто пришел на предприятие в сложное время, поставили целью создание нового высокоэффективного производства. В условиях жесткой конкуренции производителей экскаваторной техники, в том числе и мировых лидеров, пришлось осуществить реструктуризацию производства, сориентировать его на выпуск востребованной продукции. Акцент делается на улучшении технических характеристик, комфортности и надежности машин.

В этой ситуации на заводе особо ценится труд опытных высококвалифицированных работников – тех, кто отдал экскаваторному производству 50 и более лет рабочего стажа. Они сегодня первые наставники и советчики.


Вот и начальник механосборочного комплекса – цеха 28 Иван Ходжайса (на снимке – слева) в сложных производственных вопросах всегда может надеяться на помощь станочников-мастеров высокого класса Михаила Котлярова (в центре) и Василия Шишлова.


Воронежский экскаватор:  СКВОЗЬ ГОДЫ И ТРУДНОСТИ

 В эти дни Воронежский экскаваторный завод отмечает 90-летие со дня своего создания

Сегодня экскаватор нельзя рассматривать как машину с ковшом, которая только копает. Современная землеройная техника призвана выполнять массу операций. Нынешний воронежский экскаватор – это до двадцать сменных видов рабочего оборудования (рыхлители для клейких и мерзлых грунтов, гидромолоты, грейферы, двухчелюстные захваты и так далее). За 90 лет существования завода ОАО «ВЭКС» воронежский экскаватор завоевал прочную репутацию производителя высококачественных землеройных машин, стремящегося быть на передовых технологических позициях. И постоянно растущий спрос на экскаваторы ЭО-5225, ВЭКС 30L, ВЭКС20К – свидетельство не только потребительского авторитета, но и признания возможностей коллектива, конструкторов и рабочих, профессионально решать технические задачи.



                                                                           Выходила из цехов «катюша»

 Свой возраст ОАО «ВЭКС» воронежский экскаватор считает с 1915 года. Именно тогда на северной окраине города в чистом поле возникло предприятие, позже прославившееся на весь мир легендарными «катюшами» и могучими экскаваторами.

Тогда, во время первой мировой войны, в Воронеж из Риги была эвакуирована фабрика по производству машин для кожевенной и деревообрабатывающей промышленности акционерного общества «Рихард-Поле». В первые годы на воронежской земле предприятие сохраняло свою специализацию. После национализации, в двадцатые годы здесь также освоили производство паровых котлов и водоочистителей для первых электростанций страны – Каширской и Шатурской. Кстати, в 1922 году заводу присвоили имя Третьего Коммунистического Интернационала (отсюда и стали называть его работников «коминтерновцами»).

В годы первых пятилеток предприятие реконструировали, и оно стало базовым по выпуску оборудования для бурно растущей пищевой промышленности. Здесь осуществлялись гигантские даже по нынешним масштабам проекты. К примеру, по спецзаказу для Красной Армии выпускались автохлебозаводы, полевые мясокомбинаты и даже хлебозаводы-поезда.

Именно «коминтерновцы» в преддверии Великой Отечественной войны, выполняя задание Правительства, первыми в стране в рекордно короткие сроки освоили производство сверхсекретного оружия – реактивных минометов БМ-13 («катюш»). Уже через пять суток после нападения врага на нашу страну две первые боевые установки были отправлены в Москву , а 14 июля 1941 года грозное оружие впервые применили под Ельней, вызвав небывалые потери и панику в рядах противника. «Катюши» завод продолжал выпускать и после того, как в октябре 1941 года был эвакуирован на Урал.

Всего за годы войны «коминтерновцы» изготовили их 1700. Сегодня память об этом увековечена в заводском музее, а также в памятнике прославленной «катюше», возведенной на пьедестал в 1972 году на территории предприятия.

Новая страница в истории завода началась в 1946 году. Получив задание на освоение и выпуск универсальных гусеничных экскаваторов с ковшом, емкостью один кубометр, «коминтерновцы» за полтора года, одновременно с восстановлением предприятия, создали свою первую машину – «Коминтерновец-1».

С 1947 года Воронежским заводом изготовлено свыше 45 тысяч экскаваторов различных модификаций, многие из которых были уникальными. Так, впервые в мировой практике заводские конструкторы создали землеройно-фрезерную машину, незаменимую при строительстве каналов в неосвоенной местности с производительностью до 2 тысяч кубометров грунта в час. Интересная разработка – машина с рабочим оборудованием «стена в грунте» для метростроевцев.

Экскаватор Э-1252Б первым в Воронежской области был удостоен государственного Знака качества (декабрь 1970 года), а за пять лет до этого успехи коллектива по созданию новых, более совершенных землеройных машин были отмечены орденом Трудового Красного Знамени.

В дни юбилея завода исполнительный директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Николай Ельшин призывает коллег и всех воронежцев еще раз с благодарностью вспомнить тех, кто на своем рабочем месте помогал ковать нашу общую победу в Великой Отечественной войне, кто делал технику для восстановления, а затем роста и развития экономики.

Это первые сборщики легендарных «катюш» Александр Брюханов и Борис Тагинцев. Директора разных лет Виктор Черногубовский, Михаил Куракин, Александр Корон, Анатолий Картушин. Главного конструктора Николая Пучерова, под чьим руководством в далеком 1947 году в Воронеже впервые в стране был выпущен экскаватор. За высокие показатели в работе высоких наград были удостоены целый ряд заводчан.

Героями Социалистического Труда стали бригадиры кузнецов Геннадий Анучин, электросварщиков – Анатолий Чернышов, токарь Александр Назаров. А стерженщица Александра Попова увековечена в бюсте, который находится в музее завода в ДК имени Коминтерна. Токарь Николай Попов стал лауреатом Государственной премии СССР. Высшей награды – Ордена Ленина – в разные годы удостаивались директора завода Федор Муратов и Иван Мищенко, токарь Андрей Воронцов, бригадиры слесарей Василий Недосейкин и Анатолий Шерстюков, резчица Екатерина Щекина, фрезеровщик Виктор Литвинов, резьбошлифовщик Игорь Рачинский, электросварщик Иван Мокшин, начальник цеха Николай Пархоменко.


                                                                               Технический директор Александр Жуков.

В музее боевой и трудовой славы ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор заботливо собраны и сохранены важные исторические факты о заводе и его людях.

                                                        В зачете – миллионы кубометров

Ни одна масштабная стройка в стране не обходилась и не обходится без воронежских экскаваторов. Перечислим только самые известные: Байкало-Амурская магистраль, космодром в Байконуре, Волго-Донской канал, или совсем недавняя – автомагистраль «Амур» Чита-Хабаровск. Пожалуй, сегодня уже нельзя даже приблизительно сказать, сколько миллионов кубометров грунта переместили воронежские экскаваторы. Машины работают в разных климатических условиях, на разных континентах.

Когда-то география поставок воронежских экскаваторов превышала полусотню стран. Наши машины, к примеру, работали в Африке на строительстве Асуанской плотины (Египет), в Южной Азии – металлургического комбината в Бхилаи (Индия). Сегодня многие зарубежные партнеры вновь едут в Воронеж. По словам технического директора ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Александра Жидкова, наиболее тесные взаимоотношения развиваются в пределах ближнего зарубежья: Казахстан, Украина, Беларусь. Возобновляются поставки в Узбекистан и Киргизию. В 2004 году отправили две машины в Румынию.

Сегодня на предприятии работа сбытовиков поставлена таким образом, чтобы максимально использовать все возможности для продвижения своей продукции. Это участие в конкурсах, тендерах, возобновление связей. Создана сервисная служба. Там собраны квалифицированные специалисты, которые по требованию клиента готовы выехать в любую точку страны и зарубежья, не допуская простоев техники. Активно ведется работа по созданию баз обслуживания техники на местах.

«Золотой фонд» Воронежского экскаваторного – это кадры: инженерно-технические, рабочие.

– Прежде всего хочу поблагодарить за верность заводу наших ветеранов – высококлассных специалистов, – говорит исполнительный директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Николай Ельшин. – Многие уже более полувека работают в цехах экскаваторного: Николай Горских, Дмитрий Чагин, Василий Шишлов, Иван Веретин и другие. Хотя сегодня и потерян престиж рабочих профессий, но в последние годы приходит на завод и талантливая молодежь. Отметить хотелось бы и инженеров-конструкторов: лауреата конкурса «Инженер года-2004» Алексея Кольцова, Галину Кириченко и других. У нас много ответственных, добросовестных работников. Надеюсь, что нам удастся организовать работу завода так, чтобы использовать их знания, умение и опыт с наибольшей эффективностью.


                                                                           Инженер-конструктор Галина Кириченко.

Учитывая требования рынка экскаваторной техники, на предприятии разработали перспективную программу развития до 2007 года. Акцент в ней сделан на расширение номенклатуры производимой продукции, совершенствование существующего модельного ряда. Завод стал больше выполнять заказов для других предприятий, участвовать в кооперации, включая в работу временно незадействованные мощности. На ВЭКСе изготавливаются крепи для шахт, ходовые тележки для буровых установок воронежского «Рудгормаша» и многое другое.

                                                                          В погоне за прогрессом

 – Новый экскаватор для коммунальных служб, опытный образец которого соберем уже до конца нынешнего года, будет оснащен гидропомпой и сварочным оборудованием. Постоянно идет работа над совершенствованием традиционных машин, используемых в дорожно-строительной и добывающих отраслях, – ставятся задачи делать не только многофункциональную и надежную технику, но и максимально удобную для работы экскаваторщика, – поделился с нами ближайшими производственными планами коллектива технический директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Александр Жидков.

Одну из новых машин мы увидели на заводском дворе – ярко окрашенная, с фирменными ярлыками, машина танцевала под руководством опытного экскаваторщика. В кабине уютно, кондиционер, не чувствуется привычного для такой техники запаха машинного масла. Работать можно в белой рубашке.

Побывал недавно Александр Михайлович на некоторых крупных предприятиях России, которые всегда были в числе потребителей продукции экскаваторного завода. Работают наши машины, изготовленные 10-15 и более лет назад, да ещё как! Что далеко ходить, на строительных площадках Воронежа большинство экскаваторов – нашего же «ВЭКСа». Многие готовы воронежскую технику приобретать, да не все предприятия, брошенные сегодня в пучину рыночных отношений, в состоянии это сделать.

Да и потребитель ныне стал разборчивее. Гораздо больше, чем когда-либо, на ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор делают машины под заказ, оснащая специальным оборудованием. «Работа, конечно, интересная, но сложная», – признавались нам на заводе. К примеру, для горно-обогатительных комбинатов Белгородской области собирают сегодня экскаватор с… подъемной кабиной. Такой нужен для погрузки-выгрузки железнодорожных вагонов.


                                                                        Оператор станков с ЧПУ Валерий Быков.

Сегодня на рынке экскаваторной техники много отечественных и импортных конкурентов. Но многолетний опыт работы коллектива, мощная производственная и кадровая базы являются той основой, с которой, хочется верить, начинается новая страница истории завода, страница возрождения, страница гордости за то, что в столице Черноземья есть Воронежский экскаваторный завод.

Дмитрий ДЕНИСЕНКО. 

Фото Елены ЛЕСНЫХ.







comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Лукавая арифметика
Создаётся ощущение, что в России мысль чиновников работает только в одном направлении – как улучшить статистику.

Профицитные радости
Минувшая неделя принесла неожиданно радостные экономические новости. В Совфеде прошли слушания по проекту бюджета.

Под гнётом либерального креста
Демографическую трагедию 90-х в то время назвали «русский крест». Сегодня ясно, что такое определение оказалось неточным.

Иранский троянский конь
Военные специалисты и ряд политологов солидаризовались: ситуация чревата серьёзным военным конфликтом.

Тревожный звонок
Похоже, старая политическая игра заканчивается, и мы на пороге новой, возвращающей политике её изначальный смысл.

О чём рассказали выборы?
Электоральный тур – 2018 завершился, комментарии к его результатам от лица всех его участников прозвучали.

Накануне
Власть совершила серьёзную ошибку, создав для баллотирующихся не самый благоприятный фон.

Майские указы. С интервалом в шесть лет
Что стало главной причиной неисполнения реалистически поставленных Президентом концептуальных положений указов?

Бухгалтерский расчёт
Российские власти не учли главного: модель пенсионной системы входила в своеобразный общественный договор.

Забытый август
Мы действительно являемся страной, у которой непредсказуемо не будущее, а прошлое?

Коварный референдум
Российская политическая жизнь постепенно накаляет атмосферу в преддверии выборов в регионах.

Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Наступление ВСУ провалилось
Обстрелы со стороны украинских войск на горловском направлении фиксируются даже в светлое время суток.

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Популярное за сегодня

Александр Гусев поручил разработать единую методику проектирования общественных пространств
Губернатор провёл встречу с руководителем УАиГ Андреем Еренковым. Обсуждалось участие Управления в реализации в регионе мероприятий Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».


Реклама

Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.