На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Промышленность


Воронежский экскаватор: сквозь годы и трудности


22.10.2003 23:00

Они дают жизнь экскаваторам


Перемены, вызванные переходом к рыночной экономике, для огромного машиностроительного комплекса, каковым является Воронежский экскаваторный завод, стали рубежом, который заставил всех – от руководителя до рабочего – переосмыслить будущее, свое место в нем и место своего завода.

Все, кто остался, кто пришел на предприятие в сложное время, поставили целью создание нового высокоэффективного производства. В условиях жесткой конкуренции производителей экскаваторной техники, в том числе и мировых лидеров, пришлось осуществить реструктуризацию производства, сориентировать его на выпуск востребованной продукции. Акцент делается на улучшении технических характеристик, комфортности и надежности машин.

В этой ситуации на заводе особо ценится труд опытных высококвалифицированных работников – тех, кто отдал экскаваторному производству 50 и более лет рабочего стажа. Они сегодня первые наставники и советчики.


Вот и начальник механосборочного комплекса – цеха 28 Иван Ходжайса (на снимке – слева) в сложных производственных вопросах всегда может надеяться на помощь станочников-мастеров высокого класса Михаила Котлярова (в центре) и Василия Шишлова.


Воронежский экскаватор:  СКВОЗЬ ГОДЫ И ТРУДНОСТИ

 В эти дни Воронежский экскаваторный завод отмечает 90-летие со дня своего создания

Сегодня экскаватор нельзя рассматривать как машину с ковшом, которая только копает. Современная землеройная техника призвана выполнять массу операций. Нынешний воронежский экскаватор – это до двадцать сменных видов рабочего оборудования (рыхлители для клейких и мерзлых грунтов, гидромолоты, грейферы, двухчелюстные захваты и так далее). За 90 лет существования завода ОАО «ВЭКС» воронежский экскаватор завоевал прочную репутацию производителя высококачественных землеройных машин, стремящегося быть на передовых технологических позициях. И постоянно растущий спрос на экскаваторы ЭО-5225, ВЭКС 30L, ВЭКС20К – свидетельство не только потребительского авторитета, но и признания возможностей коллектива, конструкторов и рабочих, профессионально решать технические задачи.



                                                                           Выходила из цехов «катюша»

 Свой возраст ОАО «ВЭКС» воронежский экскаватор считает с 1915 года. Именно тогда на северной окраине города в чистом поле возникло предприятие, позже прославившееся на весь мир легендарными «катюшами» и могучими экскаваторами.

Тогда, во время первой мировой войны, в Воронеж из Риги была эвакуирована фабрика по производству машин для кожевенной и деревообрабатывающей промышленности акционерного общества «Рихард-Поле». В первые годы на воронежской земле предприятие сохраняло свою специализацию. После национализации, в двадцатые годы здесь также освоили производство паровых котлов и водоочистителей для первых электростанций страны – Каширской и Шатурской. Кстати, в 1922 году заводу присвоили имя Третьего Коммунистического Интернационала (отсюда и стали называть его работников «коминтерновцами»).

В годы первых пятилеток предприятие реконструировали, и оно стало базовым по выпуску оборудования для бурно растущей пищевой промышленности. Здесь осуществлялись гигантские даже по нынешним масштабам проекты. К примеру, по спецзаказу для Красной Армии выпускались автохлебозаводы, полевые мясокомбинаты и даже хлебозаводы-поезда.

Именно «коминтерновцы» в преддверии Великой Отечественной войны, выполняя задание Правительства, первыми в стране в рекордно короткие сроки освоили производство сверхсекретного оружия – реактивных минометов БМ-13 («катюш»). Уже через пять суток после нападения врага на нашу страну две первые боевые установки были отправлены в Москву , а 14 июля 1941 года грозное оружие впервые применили под Ельней, вызвав небывалые потери и панику в рядах противника. «Катюши» завод продолжал выпускать и после того, как в октябре 1941 года был эвакуирован на Урал.

Всего за годы войны «коминтерновцы» изготовили их 1700. Сегодня память об этом увековечена в заводском музее, а также в памятнике прославленной «катюше», возведенной на пьедестал в 1972 году на территории предприятия.

Новая страница в истории завода началась в 1946 году. Получив задание на освоение и выпуск универсальных гусеничных экскаваторов с ковшом, емкостью один кубометр, «коминтерновцы» за полтора года, одновременно с восстановлением предприятия, создали свою первую машину – «Коминтерновец-1».

С 1947 года Воронежским заводом изготовлено свыше 45 тысяч экскаваторов различных модификаций, многие из которых были уникальными. Так, впервые в мировой практике заводские конструкторы создали землеройно-фрезерную машину, незаменимую при строительстве каналов в неосвоенной местности с производительностью до 2 тысяч кубометров грунта в час. Интересная разработка – машина с рабочим оборудованием «стена в грунте» для метростроевцев.

Экскаватор Э-1252Б первым в Воронежской области был удостоен государственного Знака качества (декабрь 1970 года), а за пять лет до этого успехи коллектива по созданию новых, более совершенных землеройных машин были отмечены орденом Трудового Красного Знамени.

В дни юбилея завода исполнительный директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Николай Ельшин призывает коллег и всех воронежцев еще раз с благодарностью вспомнить тех, кто на своем рабочем месте помогал ковать нашу общую победу в Великой Отечественной войне, кто делал технику для восстановления, а затем роста и развития экономики.

Это первые сборщики легендарных «катюш» Александр Брюханов и Борис Тагинцев. Директора разных лет Виктор Черногубовский, Михаил Куракин, Александр Корон, Анатолий Картушин. Главного конструктора Николая Пучерова, под чьим руководством в далеком 1947 году в Воронеже впервые в стране был выпущен экскаватор. За высокие показатели в работе высоких наград были удостоены целый ряд заводчан.

Героями Социалистического Труда стали бригадиры кузнецов Геннадий Анучин, электросварщиков – Анатолий Чернышов, токарь Александр Назаров. А стерженщица Александра Попова увековечена в бюсте, который находится в музее завода в ДК имени Коминтерна. Токарь Николай Попов стал лауреатом Государственной премии СССР. Высшей награды – Ордена Ленина – в разные годы удостаивались директора завода Федор Муратов и Иван Мищенко, токарь Андрей Воронцов, бригадиры слесарей Василий Недосейкин и Анатолий Шерстюков, резчица Екатерина Щекина, фрезеровщик Виктор Литвинов, резьбошлифовщик Игорь Рачинский, электросварщик Иван Мокшин, начальник цеха Николай Пархоменко.


                                                                               Технический директор Александр Жуков.

В музее боевой и трудовой славы ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор заботливо собраны и сохранены важные исторические факты о заводе и его людях.

                                                        В зачете – миллионы кубометров

Ни одна масштабная стройка в стране не обходилась и не обходится без воронежских экскаваторов. Перечислим только самые известные: Байкало-Амурская магистраль, космодром в Байконуре, Волго-Донской канал, или совсем недавняя – автомагистраль «Амур» Чита-Хабаровск. Пожалуй, сегодня уже нельзя даже приблизительно сказать, сколько миллионов кубометров грунта переместили воронежские экскаваторы. Машины работают в разных климатических условиях, на разных континентах.

Когда-то география поставок воронежских экскаваторов превышала полусотню стран. Наши машины, к примеру, работали в Африке на строительстве Асуанской плотины (Египет), в Южной Азии – металлургического комбината в Бхилаи (Индия). Сегодня многие зарубежные партнеры вновь едут в Воронеж. По словам технического директора ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Александра Жидкова, наиболее тесные взаимоотношения развиваются в пределах ближнего зарубежья: Казахстан, Украина, Беларусь. Возобновляются поставки в Узбекистан и Киргизию. В 2004 году отправили две машины в Румынию.

Сегодня на предприятии работа сбытовиков поставлена таким образом, чтобы максимально использовать все возможности для продвижения своей продукции. Это участие в конкурсах, тендерах, возобновление связей. Создана сервисная служба. Там собраны квалифицированные специалисты, которые по требованию клиента готовы выехать в любую точку страны и зарубежья, не допуская простоев техники. Активно ведется работа по созданию баз обслуживания техники на местах.

«Золотой фонд» Воронежского экскаваторного – это кадры: инженерно-технические, рабочие.

– Прежде всего хочу поблагодарить за верность заводу наших ветеранов – высококлассных специалистов, – говорит исполнительный директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Николай Ельшин. – Многие уже более полувека работают в цехах экскаваторного: Николай Горских, Дмитрий Чагин, Василий Шишлов, Иван Веретин и другие. Хотя сегодня и потерян престиж рабочих профессий, но в последние годы приходит на завод и талантливая молодежь. Отметить хотелось бы и инженеров-конструкторов: лауреата конкурса «Инженер года-2004» Алексея Кольцова, Галину Кириченко и других. У нас много ответственных, добросовестных работников. Надеюсь, что нам удастся организовать работу завода так, чтобы использовать их знания, умение и опыт с наибольшей эффективностью.


                                                                           Инженер-конструктор Галина Кириченко.

Учитывая требования рынка экскаваторной техники, на предприятии разработали перспективную программу развития до 2007 года. Акцент в ней сделан на расширение номенклатуры производимой продукции, совершенствование существующего модельного ряда. Завод стал больше выполнять заказов для других предприятий, участвовать в кооперации, включая в работу временно незадействованные мощности. На ВЭКСе изготавливаются крепи для шахт, ходовые тележки для буровых установок воронежского «Рудгормаша» и многое другое.

                                                                          В погоне за прогрессом

 – Новый экскаватор для коммунальных служб, опытный образец которого соберем уже до конца нынешнего года, будет оснащен гидропомпой и сварочным оборудованием. Постоянно идет работа над совершенствованием традиционных машин, используемых в дорожно-строительной и добывающих отраслях, – ставятся задачи делать не только многофункциональную и надежную технику, но и максимально удобную для работы экскаваторщика, – поделился с нами ближайшими производственными планами коллектива технический директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Александр Жидков.

Одну из новых машин мы увидели на заводском дворе – ярко окрашенная, с фирменными ярлыками, машина танцевала под руководством опытного экскаваторщика. В кабине уютно, кондиционер, не чувствуется привычного для такой техники запаха машинного масла. Работать можно в белой рубашке.

Побывал недавно Александр Михайлович на некоторых крупных предприятиях России, которые всегда были в числе потребителей продукции экскаваторного завода. Работают наши машины, изготовленные 10-15 и более лет назад, да ещё как! Что далеко ходить, на строительных площадках Воронежа большинство экскаваторов – нашего же «ВЭКСа». Многие готовы воронежскую технику приобретать, да не все предприятия, брошенные сегодня в пучину рыночных отношений, в состоянии это сделать.

Да и потребитель ныне стал разборчивее. Гораздо больше, чем когда-либо, на ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор делают машины под заказ, оснащая специальным оборудованием. «Работа, конечно, интересная, но сложная», – признавались нам на заводе. К примеру, для горно-обогатительных комбинатов Белгородской области собирают сегодня экскаватор с… подъемной кабиной. Такой нужен для погрузки-выгрузки железнодорожных вагонов.


                                                                        Оператор станков с ЧПУ Валерий Быков.

Сегодня на рынке экскаваторной техники много отечественных и импортных конкурентов. Но многолетний опыт работы коллектива, мощная производственная и кадровая базы являются той основой, с которой, хочется верить, начинается новая страница истории завода, страница возрождения, страница гордости за то, что в столице Черноземья есть Воронежский экскаваторный завод.

Дмитрий ДЕНИСЕНКО. 

Фото Елены ЛЕСНЫХ.







comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

Дымовая завеса
Повышение пенсионного возраста становится главным вопросом года, а может, и более продолжительной перспективы.

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Александр Захарченко: «Мы готовы к широкомасштабной войне»
Раздражение и агрессивность власти Украины направляют на мирных жителей Донбасса.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Время и бремя тревог
Почти половина жителей Воронежа (45%) оценивают настроение ближайшего к ним окружения как тревожное.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Наступление ВСУ провалилось
Обстрелы со стороны украинских войск на горловском направлении фиксируются даже в светлое время суток.

Новое правительство?
Новая конфигурация правительства скорее свидетельствует о консервации ситуации. Перемены в элитах пока не вызрели.

Заслуженный отдых станет короче
Почему государство спешит повысить пенсионный возраст? Как помочь работающим, которые – за чертой бедности?

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Подсчитали «невидимок» и ахнули
Сколько на самом деле бедных в России и какова действительная причина намерений увеличить возраст выхода на пенсию?

Летом Киев может начать наступление в Донбассе
В масштабных боевых действиях в ДНР и ЛНР накануне ЧМ по футболу больше всех заинтересован Порошенко.

Пространство свободы
Вольно или невольно, но Президент обозначил один из самых болезненных расколов, характеризующих сегодня российское общество.

Популярное за сегодня

В список кандидатур на присвоение звания «Почётный гражданин Воронежа» включено 11 человек 391
Список представленных горадминистрацией кандидатур рассмотрен на заседании Общественной палаты Воронежа. Официальное решение, кому присвоить звание, примут на ближайшем заседании депутаты гордумы.

На пути к большим победам 322
Воронеж готовится к масштабному детскому турниру по футболу. Одним из тех взрослых, кто всерьёз задумался, как помочь детскому футболу в Воронеже, стал известный российский меценат Пётр Вьюнов.

Грибановцы передали свои предложения будущему губернатору Воронежской области 276
В Грибановском районе Воронежской области прошла встреча избирателей с руководителем регионального Общественного штаба, членом правления Ассоциации медицинских работников Иваном Мошуровым.

Многофункциональный СК и Центр гребли – в Воронеже создадут спортивный кластер 267
Комплекс, включающий ледовую арену и футбольный манеж, возведут на земельном участке на дамбе Чернавского моста.

На главных площадках города 4 сентября пройдут мероприятия I Фестиваля «Воронеж экологический» 242
Состоятся эколектории, мастер-классы, презентации музеев-заповедников, выставки контактных зоопарков, выставки-продажи, организованные аквариумистами, орнитологами, флористами, зоомагазинами, и др.


Реклама

Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.