-2°
г. Воронеж

Ясно, ветер северный 9 м/с.

• Днём небольшой снег, -3°…-1°, ветер северо-западный 8.8 м/с.

• Вечером небольшой снег, -7°…-3°, ветер северо-западный 5.5 м/с.

• Ночью ясно, -10°…-7°, ветер северо-западный 3.6 м/с.

• Утром небольшой снег, -2°…-1°, ветер северо-западный 8 м/с.

  • $ 66,7
  • € 75,24
06.08.2013 06:45
  • 1196
  • 0
  • 0
Экономика

Гость «Коммуны».Город для жизни

Так какой же мэр нужен миллионному Воронежу? Своими мыслями поделился Почётный гражданин Воронежа, председатель комиссии ОП ВО, зав. кафедрой ВГУ, кандидат экономических наук, профессор Владимир Эйтингон.

Гость «Коммуны».Город для жизни

Владимир Эйтингон: «Воронеж живёт в высоком темпе. И мэру необходимо оперативно реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию, искать решения задач и принимать на себя ответственность»

Почётный гражданин города Воронежа, председатель Комиссии ОП ВО, зав.кафедрой ВГУ, кандидат экономических наук, профессор Владимир Эйтингон.
Владимир Эйтингон

Кампания по выборам главы города Воронежа вошла в активную фазу. Так какого же градоначальника ждёт миллионный город? Мэра-хозяйственника? Мэра-политика? Мыслями о роли главы города в его повседневной жизни, а также о его исторической миссии в беседе с журналистами «Коммуны» поделился Почётный гражданин города Воронежа, председатель Комиссии Общественной палаты Воронежской области по экономическому развитию и инновационной политике, заведующий кафедрой экономики труда и основ управления Воронежского государственного университета, кандидат экономических наук, профессор Владимир ЭЙТИНГОН.

- Владимир Наумович, существует мнение, что мэр – это прежде всего хозяйственник. А значит, поле его деятельности – ЖКХ, дороги, пассажирский транспорт ну и городской мусор, куда же без него? На взгляд горожанина, что бы вы определили в качестве самых болевых точек, на которые в обязательном порядке должен отреагировать градоначальник?

- Если принять в качестве исходной позиции соображение, что в первую очередь мэр - это хозяйственник, то в числе важнейших проблем Воронежа я бы выделил дороги и транспортные сети. Если сегодня не заняться ими всерьез, то в ближайшее время городу грозит перспектива встать в одну большую пробку. Понимаю, что во многом развитие транспортной сети – это компетенция не только мэра. Но город не может не быть участником (главным!) поиска решения столь важной задачи.

Вторая болевая точка – состояние инженерных сетей в ЖКХ. Учреждения жилищно-коммунального хозяйства убыточны, паразитируют на деньгах, которые могли бы потратить на поддержание своей инфраструктуры, находятся в полукризисном состоянии.

Надо бы назвать еще проблему архаичного жилья. Вообще, город - огромный. Живёт в высоком темпе. Сложности в таком мегаполисе возникали, возникают и будут возникать. И значит, мэру Воронежа необходимо оперативно реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию, искать решения задач и принимать на себя колоссальную ответственность.

- Есть ли у мэра необходимость создавать под эти цели новую команду? Кто, в принципе, может войти в команду градоначальника?

-Как всякий опытный человек глава города может включить в свою команду тех, кому он верит. В городской администрации, на мой взгляд, сегодня есть ядро, состоящее из работоспособных людей, и их необязательно менять. В интересах мэра – сохранить профессионалов и улучшить их деятельность за счет обновления, привлечения новых эффективных людей.

- Что касается политической роли мэра. Нет ли, на ваш взгляд, лукавства в самой постановке вопроса. Разве главе города нужно заниматься политикой?

- Сегодня в прессе дебатируется вопрос: «Кто такой мэр крупного города - политик или хозяйственник?» На самом деле мэры таких крупных городов, как Нью-Йорк или Лондон, даже не стремятся вникать в городское хозяйство. В первую очередь они – большие политики. В наших условиях, мне думается, руководитель города должен совмещать в себе оба качества. Конечно, удельный вес забот о городской среде превышает удельный вес забот о делах политических.

Но давайте расширим немного подход и скажем: общественно-политических. Глава города должен думать об общественных институтах, о вовлечении горожан в работу по улучшению городской жизни, о превращении своей политики в публичную. Поэтому сказать, что мэр это только хозяйственник, - ошибка. Утверждать, что только политик – тоже ошибочно.

- Что можно сказать о взаимодействии городской и областной администраций? Какой здесь может быть алгоритм?

- Думаю, что в связке «губернатор – мэр» не может быть противостояний. Во многом это будет зависеть от понимания ими стоящих перед городом и областью задач. У нас есть «Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года». И есть «Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года». Если считать, что эти документы разумно очерчивают будущее региона (а надо сказать, что они совпадают, совмещаются), то цели и задачи у губернатора и главы Воронежа – общие. Никаких противоречий между ними быть не должно.

- Принимая то или иное решение, мэру предстоит опираться как на поддержку губернатора, так и на мнение горожан. К кому он может прислушиваться в первую очередь?

- Есть такое понятие, как экспертное сообщество. В первую очередь к выработке решения по любому вопросу следует привлекать людей, которые владеют знаниями, опытом в этой области на профессиональном уровне. Для решения задач в жилищном хозяйстве, например, можно привлекать в качестве экспертов строителей, теплотехников, проектировщиков и т.д. В нашем городе собрать экспертное сообщество несложно. Воронеж – развитый город. У нас 40 вузов, а вузовская профессура - это уже элемент экспертного сообщества. Плюс крупные объекты промышленности, культуры и др.

Что касается общественных институтов, необходимо формировать объединения людей, слушать их мнения и принимать решения для того, чтобы вовлечь в реализацию всякого рода идей как можно большее число участников, создать альянс единомышленников. Наконец, то, с чего, наверное, следовало бы начать – обратиться к управленческому аппарату. Он не такой уж маленький и включает в себя администрацию города, администрации районных управ, муниципальные предприятия, управляющие компании. Надо, чтобы каждый делал своё дело.

- Коль уж заговорили о муниципальных предприятиях, есть, на ваш взгляд, у мэра рычаги для того, чтобы улучшить их деятельность?

- Муниципальные предприятия нуждаются в серьёзном улучшении работы. Пример – деятельность теплосети, которой постоянно грозят какие-то неприятности. Здесь нужна большая осмысленная работа. Давать советы с ходу невозможно. Деятельность каждого предприятия требует специального изучения.

- Насколько важна для мэра публичность его работы? В какой степени глава города может быть открыт для общения с горожанами?

- Удовлетворять интересы попросту любопытных людей не входит в обязанности мэра. Для решения этой задачи в Воронеже существует Общественная палата, обсуждение (публичное) различных вопросов в которой неизбежно вызовет волну точек зрения. Есть ряд других общественных институтов, укрепляющих связь населения с аппаратом управления. Наконец, давайте возвратимся к экспертному сообществу. Если мэру удастся наладить с экспертным сообществом прочные связи, это во многом будет отражаться на степени его публичности.

- Владимир Наумович, а что ждёт Воронежский государственный университет от нового мэра?

- Вообще-то, то же, что все горожане. Но есть и особенности. Принято решение о проведении в Воронеже весной будущего города большого международного форума университетских городов. Наш университет выступит оператором всей подготовительной работы. В числе участников форума ожидаются представители федеральной и региональной власти, известных научных и учебных организаций, крупных вузов. Все они соберутся в нашем в городе, и крайне важно, чтобы Воронеж показал себя, как удобный для жизни современный город, город-труженик и образовательная столица.

- «Удобный для жизни» – хорошее определение. Что вы в него вкладываете?

- В Стратегии развития Воронежа важнейшей целью декларировано повышение уровня и качества жизни, создание комфортных условий для населения. Этому должна служить вся деятельность городской администрации. В Воронеже с точки зрения комфорта обитания есть пока большие сложности. Они даже возрастают. На улице Шишкова, например, строится огромный жилой массив, но оттуда нет выезда, все прилегающие к этому микрорайону улицы плотно забиты транспортом. Определённые попытки улучшить ситуацию делаются. Но их недостаточно.

Необходимо, чтобы впредь любое изменение облика города осмысливалось и просчитывалось на века. Чтобы Воронеж продолжал свою историю красивыми зданиями, интересной планировкой. Что, например, сегодня можно назвать в числе исторических примет нашего города? Здание сельскохозяйственного института? Восстановленную Успенскую церковь? А ведь Воронеж - город старинный, хранящий бесчисленное множество исторически важных сведений. Никто пока всерьез не задавался этой темой. Надеюсь, что у мэра будет интерес к возрождению исторических примет города.

- Статус города-миллионника обязывает?

- Миллионный город – это и большой почёт, и в то же время – большая ответственность. Считаю, что сражение за звание миллионного города было вы играно обоснованно. Это – выход на первую линию российских городов. Помните, губернатор Алексей Гордеев опубликовал Манифест «Воронежское лидерство», и не все сразу оценили его значение.

Однако такой подход заметно помог ускорению развития и области, и города. Так, в 2012 году по общему рейтингу регионов мы заняли 24-е место, иначе говоря – выполнили одну из поставленных в декларации задач: вошли в тридцатку лучших. По некоторым показателям Воронеж оказался ещё выше. Достаточно хорошо зарекомендовали себя в плане привлечения инвестиций.

У нас большая территория, и нам есть чем заняться. Обратите внимание на то, как живут люди в частном секторе. Да, у них появился газ, но это далеко не современные городские условия жизни. И это только одна из проблемных точек, которую предстоит наравне с другими слабыми местами и привести в божеский вид. Это – предмет для размышления и принятия конкретных решений, из которых и состоит работа городской власти.

Беседу вели Наталья Столповская, Елена Зеликова

Источник:
газета «Коммуна» № 113 (26135), 06.08.2013г.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть