10°
г. Воронеж

Пасмурно, ветер юго-западный 3.5 м/с.

• Днём небольшой дождь, +13°…+14°, ветер северо-западный 7 м/с.

• Вечером облачно с прояснениями, +11°…+12°, ветер юго-западный 2,3 м/с.

• Ночью дождь, +10°…+11°, ветер юго-западный 3,7 м/с.

• Утром небольшой дождь, +11°…+13°, ветер западный 4,7 м/с.

  • $ 73
  • € 85,68
17.03.2020 11:22
  • 945
  • 0
  • 3
Культура

Ключи к коллажам Натальи Коньшиной

17.03.2020 11:22
Ключи к коллажам Натальи Коньшиной Наталья Коньшина и её коллажи. Фото Виктории Ивановой.

ТВОРЧЕСТВО

Раз в году – в феврале – в Интернете проходит Всемирный месячник коллажей – «Фебруллаж». В этот раз в творческом марафоне приняла участие художница и фотокорреспондент «Коммуны» Наталья Коньшина. Её работы в технике «коллаж» читатели газеты могут часто видеть на наших страницах.

Наталья СТОЛПОВСКАЯ


Приглашение включиться в творческое состязание было опубликовано на сайте российского сообщества коллажистов «Режь да клей». Правила простые: 29 дней февраля – 29 разных тем для работ, которые необходимо в течение суток выложить в сеть.

– Из Воронежской области, насколько мне известно, больше никто не принимал участие в марафоне, – рассказала Наталья Коньшина. – В России он проводится второй год, и география его расширяется. Всего же в этот раз участники из разных уголков мира, включая нашу страну, представили на «Фебруллаж» более 17 800 работ.

Коллажи Натальи можно увидеть на её страничках в соцсетях. Как поясняет моя собеседница, пока интерес к ним всё-таки меньше, чем к живописным работам. Хотя коллажи – это тоже художественное творчество. Сам термин «коллаж» придуман в начале XX века французским художником Жоржем Браком, освоившим технику смешивания различных материалов, включая куски бумаги, обрезки газет, краску, в которую подмешивались опилки, стружка, песок. Таким образом, из, казалось бы, набора случайных элементов рождались странные и притягивающие внимание картины. Многие – со своей философией, с загадкой, ключ к которой – богатая фантазия автора. Подобным образом продумывает свои коллажи и Наталья Коньшина, использующая в работе старые журналы, рекламные постеры, обрезки фотографий, оберточную бумагу. Главным является эффект неожиданности, который достигается при смешивании на одном листе вещей, которые в реальной жизни не смешиваются.


Неподдельные и понятные чувства Наталья испытывала, когда добавляла снежинки в коллаж «Снег». Нынешней бесснежной зимой это было сродни заклинанию.

– Предложенные на «Фебруллаже» темы могли быть простыми и понятными – «Весна», «Вода», «Снег», «Дружба»,– рассказывает художница. – А порой довольно замысловатыми. Например, «Твердый», «Витиеватый» или даже «Снаружи». Поэтому вначале для каждой темы я придумывала свою историю, затем шла путём аналогий и ассоциаций. Например, для коллажа на тему «Снаружи» взяла за основу то, что «снаружи» не бывает без «внутри». Первое, что представилось, – яйцо. Внутри него есть жизнь, есть время. А за пределами яйца конкретного времени нет – вечность, пустота. Поэтому на моем коллаже в середине яйца фигура медитирующей девушки. А снаружи – космос, Вселенная, отдаленные миры…

История коллажа «Коробка» тоже по-своему интересна. Как поясняет автор, ещё в советские времена был популярен сюжет о том, как плохо живут американские безработные, которые спят в коробках из-под телевизоров.

Со времён СССР жизнь поменялась, и сегодня подобное явление, увы, можно увидеть у нас.

– Получился довольно печальный сюжет, – поясняет Наталья Коньшина. – В блестящую подарочную коробку помещён человек, далёкий от мира глянца. Кому-то достался подарок, а ему – обложка от чужого праздника. Подобные контрасты и становятся сюжетами для многих работ. Любая тема для Натальи Коньшиной – повод поразмышлять о том, что первоначально кажется привычным и обнаружить второй смысл в обыденном.

– Создавая коллаж на тему «Маска», отталкивалась от того, что есть люди, которые в погоне за внешней красотой пытаются изменить себя до такой степени, что в итоге их лица превращаются в неживые маски, – продолжает Наталья. – Поэтому я специально сделала лица без глаз – они не могут выражать настоящих эмоций.

Неподдельные и понятные чувства Наталья испытывала, когда добавляла снежинки в коллаж «Снег». Нынешней бесснежной зимой это было сродни заклинанию. И, что интересно, как только работа была готова, случился снегопад – один из немногих в феврале.

– Снежинки пришлось вырезать – не нашла подходящих картинок в журналах, – делится Наталья. – А прорабатывая тему «Порванный», не стала сопротивляться и буквально измельчила на кусочки журнальные страницы.

Ну а что может быть в первую очередь порванным? Человеческие отношения. И в жизни случается – женщина ссорится с мужчиной и в сердцах рвёт его фотографию. Так родился коллаж с рваными лицами героев.

– Однако пока подсыхал клей на картинке, я вдруг глянула на неё по-другому и решила дать персонажам шанс, – шутливо замечает Коньшина. – Работая фломастером, аккуратными «стежками» соединила края фотографий и порванные отношения.

А вот тема «Нигде» затрагивает абстрактное понятие, и это, по словам художницы, уже предполагало некую абстракцию.

– В итоге придумалась мини-история, которая звучит примерно так: «Вы не подскажите, где живёт дама Орхидея?» «А нигде!» – расшифровала смысл своей работы моя собеседница.

Чем же полезен «Фебруллаж»? Он будит фантазию художника. Помогает увидеть, как другие коллажисты образно решают ту или иную тему. Наконец, помогает создать что-то своё, особенное, используя при этом не больше десяти разрозненных фрагментов.

А ещё занятия техникой коллажа, заметила на прощание Наталья, развивает мелкую моторику. В общем, интересное и полезное это дело во всех смыслах.

Источник: газета «Коммуна» | № 20 (26968) | Вторник, 17 марта 2020 года

https://communa.ru/kultura/klyuchi-k-kollazham-natali-konshinoy-/
Поделиться
Класснуть