-10°
г. Воронеж

Ясно, ветер юго-западный 3 м/с.

• Днём небольшой снег, -5°…-4°, ветер юго-западный 4.7 м/с.

• Вечером небольшой снег, -6°…-6°, ветер западный 3.3 м/с.

• Ночью небольшой снег, -9°…-8°, ветер западный 2.9 м/с.

• Утром небольшой снег, -8°…-5°, ветер юго-западный 3.9 м/с.

  • $ 67,08
  • € 76,94
10.04.2014 06:58
  • 616
  • 0
  • 0
Общество

Последний парад «Меркурия»

Воронежские чиновники, много лет ищущие бренд Воронежской области, не видят, как разрушаются бренды существующие. Гибнет монумент «Фрегат над морем», который расположен в центре Воронежского водохранилища.

Последний парад «Меркурия»

О наболевшем  | Памятник знаменитому кораблю гибнет на наших глазах

Воронежские чиновники, много лет ищущие бренд Воронежской области, не видят (или не хотят видеть), как безвозвратно разрушаются бренды существующие. Сносятся памятники культуры и архитектуры, гибнет на наших глазах монумент «Фрегат над морем», который расположен в центре Воронежского водохранилища, недалеко от Вогрэсовского моста. Установлен он был в августе 1972 года по инициативе легендарного строителя Георгия Сухомлинова, возглавлявшего тогда Воронежский стройтрест №2. Позже он стал первым заместителем министра строительства СССР. Воплощать же идею в жизнь поручено было старшему инженеру стройтреста №2 Виктору Неберекутину.

Валерий Казанов, Михаил Квасов


За основу композиции «Фрегат над морем» Виктор Алексеевич взял петровский парусник «Меркурий». История этого корабля очень впечатлила инженера.

Фрегат «Меркурий» относился к классу баркалонов - парусно-гребных военных судов. Это один из лучших кораблей, построенных при Петре I на воронежской земле. Он был спущен на воду в Рамони в 1698 году. А уже через год «Меркурий» участвовал в знаменитом Керченском походе, возглавленном самим Петром I. Корабль представлял собой трёхмачтовое судно с 26 пушками - по 13 на каждом борту.

Целью Керченского похода была демонстрация силы и мощи русского флота туркам накануне русско-турецких переговоров о перемирии. Но на обратном пути осенью 1699 года «Меркурий», не доходя до донского устья, получил пробоину в днище и затонул. Позже его подняли и вновь ввели в состав российского флота.

В 1716 году «Меркурий» был разобран. Второй и самый знаменитый «Меркурий» построили через сто три года в Севастополе под началом Ивана Осминина. Так же как и его предшественник, корабль имел паруса и гребные вёсла.

В 1827 году бриг «Меркурий», под командованием Александра Казарского, прикрывая отход русской эскадры, вступил в неравный бой с 74- и 110-пушечными линейными кораблями, имея на борту всего 18 пушек. И вышел победителем!

За свой подвиг Казарский был произведён в капитаны II ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом. Кроме того, в герб Казарского как символ готовности пожертвовать собой было внесено изображение тульского пистолета, который Александр Иванович перед боем положил на шпиль у входа в крюйт-камеру для того, чтобы последний из оставшихся в живых офицеров выстрелом взорвал порох.


Фото Михаила Квасова

И вот теперь памятник кораблю, принёсшему славу России и не погибшему в Чёрном море, гибнет в «море» чиновничьего равнодушия. А ведь «Меркурий» некогда являлся «визитной карточкой» Воронежа. Молодое поколение вряд ли знает, что каждый выпуск «Воронежских новостей» с легендарной телеведущей Галиной Поваляевой в 80-х годах предваряла заставка как раз с изображением этого парусника.

К большому стыду, за более чем сорокалетнюю службу во славу Воронежа, не нашлось денег отреставрировать фрегат ни к юбилею города, да и, похоже, сейчас тоже никто не спешит этого делать. Сегодня памятник представляет жуткое зрелище. И виной тому не только время. В конце 80-х он сильно пострадал от вандалов и охотников за цветным металлом. «Меркурий» лишился алюминиевых парусов, латунной морды льва, украшавшей носовую часть судна. А ещё постамент от ветра и воздействия воды всё больше и больше накреняется набок. Его иногда сравнивают с падающей Кампанилой – знаменитой Пизанской башней в Италии.

И если ничего не предпринять, то фрегат и его безымянные матросы, служившие больше сорока лет на «Меркурии», окончательно уйдут в небытие, погрузившись в Воронежское «море». Тем самым мы лишимся ещё одного символа города. Или, как сейчас модно говорить, бренда.

Источник: газета «Коммуна» № 50 (26266), 10.04.2014г.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть