г. Воронеж

, ветер  м/с.

• Днём облачно с прояснениями, +26°…+28°, ветер западный 3,1 м/с.

• Вечером малооблачно, +20°…+27°, ветер западный 2,2 м/с.

• Ночью ясно, +16°…+19°, ветер северо-западный 1,3 м/с.

• Утром ясно, +17°…+25°, ветер северо-западный 1,8 м/с.

  • $ 62,86
  • € 70,79
06.12.2018 11:21
Пользователь #11291

Остановить хамство

06.12.2018 11:21
Остановить хамство

В начале ноября всю страну всколыхнуло видео, размещенное в Интернете, а потом и показанное по всем каналам российского телевидения, где в одной из школ Дальнего Востока учительница с четвертьвековым стажем отшлепала своего ученика в коридоре школы с криком: «Хам! Кто тебе позволил так себя вести?!»

Началась буря недовольств, возмущения, гнева в средствах массовой информации в адрес учительницы: как она могла так поступить – бить безобидного, невинного дитя? Что это за учительница? Кто её допустил учить детей?

Все рассматривают ребенка как жертву вышедшей из себя учительницы, но почему-то мало кто рассматривает саму учительницу как жертву хамства, наглости, циничности и вседозволенности учеников. Двадцать пять лет эта учительница в стенах этой школы ежедневно сеяла разумное, доброе, вечное. Воспитала и выпустила из стен этой школы за все годы работы тысячи учеников, которые сегодня работают в народном хозяйстве и благодарны ей за те знания и труд, который она вложила в их воспитание.

Смотрел я всё это – и задавал себе вопрос: почему так происходит? И пришел к выводу - время такое.

Вспоминаю свои далекие послевоенные годы: каким авторитетом, уважением пользовался у учеников школы и жителей села наш учитель Григорий Филиппович, участник войны, пришёл искалеченным с фронта. Был очень строгим, требовательным, но справедливым. За недостойное поведение ставил ученика в угол, это было серьёзным и позорным наказанием для ученика. Проводил минуты дискуссионного воспитания этого ученика, давая высказаться другим ученикам в адрес нарушителя и оценки поведения провинившегося. Всё это в тот же день доносилось до родителей, которые увеличивали наказание за проступок, даже отшлепать и надрать уши могли. Потому что все считали, что учитель прав, и своими действиями они помогали учителю в его благородном деле учить детей.

К учителю у жителей села было доверительное, уважительное, снисходительное, доброжелательное отношение. Жители села в своих суждениях, оценках той или иной жизненной сельской ситуации ссылались на учителя: «А что сказал по этому поводу учитель? А значит правильно, раз это сказал учитель». И это было не безропотное подражание, а уважение к профессии «учитель».

Воспитанием детей тогда занимались школа и всё село, вернее, жители села. Если услышит сквернословие от ученика старшевозрастной человек, он подойдет к нему устыдить его и за ухо подерёт, и скажет: «Я расскажу об этом твоему отцу, матери, деду». Если так случалось, то дома добавляли наказание. Поэтому сквернословить, курить при старших никто не позволял.

Так случалось и со мной. Я благодарен своему деду (отец погиб на войне), который спас меня от неминуемой гибели. Отступая, фашисты в спешке оставили после себя склады и поля, усеянные минами, снарядами и гранатами. Мы, дети войны, часто соблазнялись, собирали эти игрушки, устраивали фейерверки, подрывали, много ребят покалечилось. Мой дед за такие действия строго наказывал меня, веревочкой вдоль спины потягивал, чтобы я это не позволял. И это действовало, сдерживало от порыва подрывать мины. С высоты времен я благодарен деду, а если бы он поступал не так, остался бы я жив?

А сейчас? В наше время никто не хочет понять, что учитель не защищен законом, и над ним могут издеваться все – от первоклассника до старшеклассника: надеть целлофановый мешок на голову пожилой учительнице или устроить драку с учителем и выложить это в Интернет. Да ещё произвол родителей, которые тут же, если учитель сделает замечание или снизит оценку их чаду за поведение, прибегают в школу и громогласно, на глазах у учеников всего класса, устраивают ссоры с учителем, обзывают его словами «неуч, бездарь, тупица» и т.д. Пишут заявление в администрацию школы, чтобы такого учителя убрали.

Недавно я был в Подгоренском районе на праздновании Дня работника сельского хозяйства и встретился там с директором школы №1, которая пришла поздравить тружеников села, Гриценко Татьяной Сергеевной – умным, грамотным, с многолетним стажем педагогом. Я ей задал несколько вопросов по этой теме, и она мне подтвердила всё, о чем я написал выше. Я ей говорю: «Так ведь уважающие себя учителя, опытные, достойные, покинут школу». «Куда мы денемся? – ответила она мне. – Куда уходить, где кто нас ждет, район сельский маленький, рабочих мест нет, зарплата мизерная, держимся, выживаем. К сожалению, постоянные провокации и издевательства над учителем никого не волнуют. После таких уроков учитель наглотается сердечных капель, чтобы успокоится, и идёт домой с трясущимися руками. Вот так живем и работаем. Но я, – сказала она, – всегда отстаиваю сторону учителя в спорах, которые устраивают родители. Я стараюсь успокоить их и советую попытаться поставить себя на место учителя. Пока удаётся».

Но это ей удается – опытному, волевому директору школы. А если директор школы струсит, испугается родительских писем и разборок? Да ещё перед теми, у кого тугой кошелек и они в какой-то степени спонсируют школу, помогают ей в решении бытовых, хозяйственных вопросов? Такой директор, боясь «как бы чего не вышло», естественно, займет сторону родителей и вынудит учителя покинуть школу. А как ему после работать, какой у него будет авторитет?

Куда мы пришли, до чего дожили? – задаю я себе вопрос. Откуда всё это взялось – хамство, вседозволенность учеников и произвол родителей?

Часто можно слышать, что всё это пришло к нам с Запада. Да ведь и на Западе не всегда так было. Недавно, в октябре, летал в Америку. По возвращении остановился в Москве и провел в столице два дня, посетил Третьяковскую галерею, где как раз была выставка французских художников периода Возрождения. На картине великого французского художника Филиппа Мерсье «Наказание» на переднем плане учитель дерёт за уши ученика. И это – как само собой разумеющееся. Другие ученики занимаются своим делом, не концентрируя внимания на этой сцене. Провинился – отвечай.

Почему же большинство людей сконцентрировало осуждающее внимание на сцене, когда учительница, израсходовав весь ресурс терпения, отшлепала своего ученика, который своим поведением до этого вынудил учительницу сделать так. И ей, классному руководителю, пришлось покинуть школу. Я не педагог по образованию, но я многие годы проработал с людьми в разных должностях руководителя и знаю: хамство, произвол, вседозволенность допускать нельзя – будет хаос. Если мы этого не хотим – а не хотим точно! – тогда нужен закон, защищающий учителя.

Государственной Думе не надо откладывать это в дальний ящик, а разработать и принять как можно скорее. На днях в передаче «Парламентский час» прошло сообщение, что депутаты начали прорабатывать вопрос, как быть с сотовыми телефонами – надо их носить на уроки или на время занятий сдавать на хранение в определенное место? Этого мало, срочно нужен закон о правах, обязанностях, защите учителя.

Назрело время в школах ввести должность психолога, который мог бы гасить конфликтные ситуации между учителем, учеником и родителями. Может быть, ввести должность школьного «пристава» или как-нибудь по-другому назвать его, обладающего функциями власти, и в крайних случаях применять её к зарвавшимся ученикам. Назрело время реформировать педагогическую систему в стране, чтобы она защищала и берегла своих работников, берегла честь и достоинство учителя и ученика в равной мере и их здоровье.

Надеюсь и верю, жизнь выход найдет и в этом вопросе - чем быстрее, тем лучше.

Иван ИВЛЕВ,
депутат Верховного Совета РСФСР (1990-1995).

г.Воронеж.

Газета «Коммуна» |№95 (26842) | Пятница, 7 декабря 2018 года

https://communa.ru/user_news/polzovatel_11291/ostanovit-khamstvo/
Поделиться
Класснуть