На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru / Главные новости Воронежа и области / Культура


Откровения Михаила Плетнёва


06.06.2014 20:51

Дневник Международного Платоновского фестиваля

Концерт выдающегося пианиста современности Михаила Плетнева ознаменовал открытие музыкальной программы Четвертого Международного Платоновского фестиваля. При полном аншлаге выступление знаменитого музыканта проходило в зале Воронежского театра оперы и балета.

Анна Шалагина,


кандидат искусствоведения,
член Союза композиторов России

Как будто и не было целого года, разделяющего Третий и Четвертый Платоновские фестивали, и нынешний начался attacca, вторгаясь в финал предыдущего. Во всяком случае, он явился естественным продолжением Третьего. Вспомним, что Третий Платоновский венчало выступление лауреата Премии имени Андрея Платонова, Народного артиста России Михаила Плетнева, тогда представшего в амплуа дирижера Российского национального оркестра. И сегодня на той же сцене воронежцы сразу же узнали знакомый образ-силуэт.


Михаил Плетнёв. Фото Михаила Квасова

Словно закрытый в собственном мире, абсолютно далекий от светских чаяний публики и сценических претензий, этот человек-легенда, кажется, несет на себе бремя собственной славы, давно привык к нему и смирился с ним. Его известная нелюбовь давать интервью – это тоже нежелание обнажать душу. Весь облик музыканта – как черные кулисы, а на концерте только они и обрамляли сцену, как скромная рамка, вмещающая огромное художественное пространство.

Плетнев не «играл»: это было настоящее откровение художника. Программа клавирабенда, заявленная в анонсе, чуть шире, чем оказалась потом на концерте, была подобрана в классико-романтическом ключе: звучала музыка Бетховена, Шумана и Скрябина. При этом ожидаемый традиционный контраст, на котором строится любой концерт, на этот раз выглядел не столь традиционно.

Ни первое отделение, в котором исполнялись Бетховен и Шуман, вкупе со вторым, где звучал Скрябин, ни Бетховен в соседстве с Шуманом явных контрастов не обнаруживали. Скорее, возникало некое единство, гармоничная концепция, рожденная особым пониманием собственного звукового мира исполнителя.

Об индивидуальности интерпретаций Плетнева говорят давно: действительно, в них всегда слышен безошибочно угадываемый голос самого художника-интерпретатора, который становится тоже своего рода голосом автора, автора новой жизни старой музыки. Его несколько смягченная, чуть приглушенная интонация, неизменное туше с затихающими, истаивающими кульминациями. Знаменитое полетное пиано Плетнева, которое вызывает только один вопрос: как это возможно? В нынешнем концерте все это создавало искрящийся нюансами поток поэтического чувствования, вполне в стилистике романтизма, куда точно попадают и Шуман, и Скрябин, и Шопен - «на бис» был исполнен его Ре-бемоль-мажорный Ноктюрн.

Бетховен же, запрограммированный в нашем сознании на бурные коллизии, мощные оркестровые звучности, драматические кульминации, неожиданно тоже прозвучал не столь героически, и пианист обошелся без крупных мазков и здесь. Вполне убедительный подход, тем более, что исполнявшиеся Десятая и Семнадцатая бетховенские сонаты не отличаются ни плакатностью, ни декларативностью, а череда речитативов, хоралов, лирических высказываний и скерцозно-виртуозных пассажей обнаруживают в них такие смысловые подтексты, которые слушатель едва успевает расшифровывать и осознавать.

Множественность и неоднозначность смыслов, заложенных в нотном тексте, – это и есть главная задача и главная загадка пианиста, покоряющего публику неожиданностью своих решений. Не потому ли Плетнев выбрал и из шумановских произведений загадочную и неоднозначную по своим финалам «Юмореску» - музыку, длящуюся сорок минут, названную композитором «шуткой», но на самом деле мечтательную и лирическую. Не случайным в этом ряду «неожиданностей» хотя уже, понятно, неавторских, кажется и Камерный концерт в далеко не в камерном зале оперного тетра.

Диалог с публикой состоялся. Ведь публика невольно вовлекается в ауру художника. А звуковой мир Плетнева, если бы только можно было ограничить его парой определений, – это отточенность каждой детали, интонации, фразы, динамики, темпа. Филигранность, проверенная многократно и, кажется, не требующая от музыканта уже никаких эмоциональных усилий, и не побуждающая к усилиям слушателей, которым остается только наслаждаться подлинным искусством.

В последние годы Михаил Плетнев несколько отошел от практики сольных выступлений. С созданием своего нового детища – Российского национального оркестра – он погрузился в дирижерскую деятельность, но в последние пару лет концертные залы с радостью вновь встречают его как пианиста, и его участие в Платоновских фестивалях в Воронеже, без преувеличения настоящий подарок судьбы для нашего города.

В ближайших планах маэстро – проведение фестиваля Российского национального оркестра в Ивановке в Тамбовской области, о чем и поведал Михаил Васильевич журналистам вместе с директором РНО Олегом Полтевским и директором музея С.В.Рахманинова «Ивановка» Александром Ермаковым на пресс-конференции, проходившей на следующий день после знаменательного концерта.

Источник: газета «Коммуна» № 79 (26295), 07.06.2014г.




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Александр Захарченко: «Мы готовы к широкомасштабной войне»
Раздражение и агрессивность власти Украины направляют на мирных жителей Донбасса.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Время и бремя тревог
Почти половина жителей Воронежа (45%) оценивают настроение ближайшего к ним окружения как тревожное.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Наступление ВСУ провалилось
Обстрелы со стороны украинских войск на горловском направлении фиксируются даже в светлое время суток.

Новое правительство?
Новая конфигурация правительства скорее свидетельствует о консервации ситуации. Перемены в элитах пока не вызрели.

Заслуженный отдых станет короче
Почему государство спешит повысить пенсионный возраст? Как помочь работающим, которые – за чертой бедности?

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Подсчитали «невидимок» и ахнули
Сколько на самом деле бедных в России и какова действительная причина намерений увеличить возраст выхода на пенсию?

Летом Киев может начать наступление в Донбассе
В масштабных боевых действиях в ДНР и ЛНР накануне ЧМ по футболу больше всех заинтересован Порошенко.

Пространство свободы
Вольно или невольно, но Президент обозначил один из самых болезненных расколов, характеризующих сегодня российское общество.

В Донецке лечат, во Львове – калечат
В битве с коричневой чумой сложили свои головы деды и прадеды жителей ДНР и ЛНР. И потому танки ВСУ через Донбасс пройти не смогут.

Армянское достоинство
Что же стало предпосылкой и непосредственной причиной масштабного политического потрясения в Армении?

Хочется жить лучше, но что-то всё не получается
В России растёт число миллиардеров. Ожидаются изменения в жизни бедных, пенсионеров и безработных.



Популярное за сегодня

Воронежские «единороссы» на конференции выбрали кандидата на пост губернатора области 244
По результатам состоявшегося на 31-й конференции реготделения «Единой России» тайного голосования кандидатом на пост губернатора для участия в выборах 9 сентября определён Александр Гусев.

Житель г.Острогожска Воронежской области осуждён за убийство в пьяной ссоре своего знакомого 232
Хозяин квартиры и двое его приятелей употребляли спиртное. В какой-то момент между гостями вспыхнула ссора.

В Воронежской области директор коммерческой организации осуждён за мошенничество 232
В 2014 году был заключен контракт на выполнение работ, связанных с окончанием строительства дома в г.Поворино.

В Таловском районе Воронежской области пройдёт XVII Фестиваль «На родине М.Е.Пятницкого» 185
Основные мероприятия Всероссийского фестиваля народной песни, музыки и танца будут проводиться 30 июня в селе Александровка  – на родине знаменитого собирателя русских народных песен Митрофана Пятницкого.

Военком Воронежской области вручил вдове погибшего в Сирии лётчика орден Мужества 119
В Воронеже 22 июня вдове штурмана бомбардировщика Су-24 Юрия Копылова вручили орден Мужества, которым он был награждён посмертно. Офицер погиб 10 октября 2017 года при выполнении боевой операции в Сирии.


Реклама



Новости редакции
01.01.2018  Век «Коммуны». В списке не значился
15.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
15.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
02.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
21.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
21.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
19.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
09.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
24.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
20.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на www.сommuna.ru обязательна.