На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Культура


Откровения Михаила Плетнёва


06.06.2014 19:51

Дневник Международного Платоновского фестиваля

Концерт выдающегося пианиста современности Михаила Плетнева ознаменовал открытие музыкальной программы Четвертого Международного Платоновского фестиваля. При полном аншлаге выступление знаменитого музыканта проходило в зале Воронежского театра оперы и балета.

Анна Шалагина,


кандидат искусствоведения,
член Союза композиторов России

Как будто и не было целого года, разделяющего Третий и Четвертый Платоновские фестивали, и нынешний начался attacca, вторгаясь в финал предыдущего. Во всяком случае, он явился естественным продолжением Третьего. Вспомним, что Третий Платоновский венчало выступление лауреата Премии имени Андрея Платонова, Народного артиста России Михаила Плетнева, тогда представшего в амплуа дирижера Российского национального оркестра. И сегодня на той же сцене воронежцы сразу же узнали знакомый образ-силуэт.


Михаил Плетнёв. Фото Михаила Квасова

Словно закрытый в собственном мире, абсолютно далекий от светских чаяний публики и сценических претензий, этот человек-легенда, кажется, несет на себе бремя собственной славы, давно привык к нему и смирился с ним. Его известная нелюбовь давать интервью – это тоже нежелание обнажать душу. Весь облик музыканта – как черные кулисы, а на концерте только они и обрамляли сцену, как скромная рамка, вмещающая огромное художественное пространство.

Плетнев не «играл»: это было настоящее откровение художника. Программа клавирабенда, заявленная в анонсе, чуть шире, чем оказалась потом на концерте, была подобрана в классико-романтическом ключе: звучала музыка Бетховена, Шумана и Скрябина. При этом ожидаемый традиционный контраст, на котором строится любой концерт, на этот раз выглядел не столь традиционно.

Ни первое отделение, в котором исполнялись Бетховен и Шуман, вкупе со вторым, где звучал Скрябин, ни Бетховен в соседстве с Шуманом явных контрастов не обнаруживали. Скорее, возникало некое единство, гармоничная концепция, рожденная особым пониманием собственного звукового мира исполнителя.

Об индивидуальности интерпретаций Плетнева говорят давно: действительно, в них всегда слышен безошибочно угадываемый голос самого художника-интерпретатора, который становится тоже своего рода голосом автора, автора новой жизни старой музыки. Его несколько смягченная, чуть приглушенная интонация, неизменное туше с затихающими, истаивающими кульминациями. Знаменитое полетное пиано Плетнева, которое вызывает только один вопрос: как это возможно? В нынешнем концерте все это создавало искрящийся нюансами поток поэтического чувствования, вполне в стилистике романтизма, куда точно попадают и Шуман, и Скрябин, и Шопен - «на бис» был исполнен его Ре-бемоль-мажорный Ноктюрн.

Бетховен же, запрограммированный в нашем сознании на бурные коллизии, мощные оркестровые звучности, драматические кульминации, неожиданно тоже прозвучал не столь героически, и пианист обошелся без крупных мазков и здесь. Вполне убедительный подход, тем более, что исполнявшиеся Десятая и Семнадцатая бетховенские сонаты не отличаются ни плакатностью, ни декларативностью, а череда речитативов, хоралов, лирических высказываний и скерцозно-виртуозных пассажей обнаруживают в них такие смысловые подтексты, которые слушатель едва успевает расшифровывать и осознавать.

Множественность и неоднозначность смыслов, заложенных в нотном тексте, – это и есть главная задача и главная загадка пианиста, покоряющего публику неожиданностью своих решений. Не потому ли Плетнев выбрал и из шумановских произведений загадочную и неоднозначную по своим финалам «Юмореску» - музыку, длящуюся сорок минут, названную композитором «шуткой», но на самом деле мечтательную и лирическую. Не случайным в этом ряду «неожиданностей» хотя уже, понятно, неавторских, кажется и Камерный концерт в далеко не в камерном зале оперного тетра.

Диалог с публикой состоялся. Ведь публика невольно вовлекается в ауру художника. А звуковой мир Плетнева, если бы только можно было ограничить его парой определений, – это отточенность каждой детали, интонации, фразы, динамики, темпа. Филигранность, проверенная многократно и, кажется, не требующая от музыканта уже никаких эмоциональных усилий, и не побуждающая к усилиям слушателей, которым остается только наслаждаться подлинным искусством.

В последние годы Михаил Плетнев несколько отошел от практики сольных выступлений. С созданием своего нового детища – Российского национального оркестра – он погрузился в дирижерскую деятельность, но в последние пару лет концертные залы с радостью вновь встречают его как пианиста, и его участие в Платоновских фестивалях в Воронеже, без преувеличения настоящий подарок судьбы для нашего города.

В ближайших планах маэстро – проведение фестиваля Российского национального оркестра в Ивановке в Тамбовской области, о чем и поведал Михаил Васильевич журналистам вместе с директором РНО Олегом Полтевским и директором музея С.В.Рахманинова «Ивановка» Александром Ермаковым на пресс-конференции, проходившей на следующий день после знаменательного концерта.

Источник: газета «Коммуна» № 79 (26295), 07.06.2014г.




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

Дымовая завеса
Повышение пенсионного возраста становится главным вопросом года, а может, и более продолжительной перспективы.

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Александр Захарченко: «Мы готовы к широкомасштабной войне»
Раздражение и агрессивность власти Украины направляют на мирных жителей Донбасса.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Время и бремя тревог
Почти половина жителей Воронежа (45%) оценивают настроение ближайшего к ним окружения как тревожное.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Наступление ВСУ провалилось
Обстрелы со стороны украинских войск на горловском направлении фиксируются даже в светлое время суток.

Новое правительство?
Новая конфигурация правительства скорее свидетельствует о консервации ситуации. Перемены в элитах пока не вызрели.

Заслуженный отдых станет короче
Почему государство спешит повысить пенсионный возраст? Как помочь работающим, которые – за чертой бедности?

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Подсчитали «невидимок» и ахнули
Сколько на самом деле бедных в России и какова действительная причина намерений увеличить возраст выхода на пенсию?

Летом Киев может начать наступление в Донбассе
В масштабных боевых действиях в ДНР и ЛНР накануне ЧМ по футболу больше всех заинтересован Порошенко.

Пространство свободы
Вольно или невольно, но Президент обозначил один из самых болезненных расколов, характеризующих сегодня российское общество.

Популярное за сегодня

Реклама

Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.