На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru / Главные новости Воронежа и области / Политика


Политический дневник. Страсти по «Матильде»


17.08.2017 17:16

На днях один из социологических центров, озаботившийся состоянием культуры в Российской Федерации, провел соответствующее исследование и представил на суд общественности его результаты. Результаты, прямо скажем, обнадеживающие: число граждан, считающих, что с культурой у нас все в порядке, существенно возросло за последние несколько лет.

Александра Глухова,
доктор политических наук, профессор
Воронежского государственного университета

Когда на экране « России -24 «появилась конкретика, то многое стало понятно: россияне отмечают, что увеличилось число театров, выставочных центров и прочих объектов культурной инфраструктуры. Что же касается духовной атмосферы в обществе, то такой вопрос, по-видимому, не задавался. Между тем эта атмосфера весьма далека от благополучной.

Одним из наиболее раздражающих факторов последнего времени стало пристальное внимание правоохранительных органов к деятельности творческих работников, причем далеко не рядовых в своем деле.

Примером может служить претензии к руководству театра «Гоголь – центр», возглавляемому известным режиссером Кириллом Серебренниковым.

Собственно, претензии предъявлены к его исполнительному директору, главному бухгалтеру, подозреваемым в растрате государственных средств, хотя все театральные постановки, профинансированные при помощи этих средств, состоялись и тому имеется немало доказательств. Сам Кирилл Серебренников пока фигурирует в роли свидетеля, однако ограничен в свободе передвижения. Между тем, у этого режиссера имеется громкое имя, хорошая профессиональная репутация и реальная возможность трудиться где-нибудь на Западе, реализуя свои творческие замыслы. Но почему он должен уезжать из России?

В поддержку Кирилла Серебренникова и его «Гоголь – центра» высказались многие известные театральные деятели, подписав соответствующие обращения в адрес Министерства культуры, однако нормальный творческий процесс в театре так и не возобновился. Общественность также в подвешенном состоянии: множатся разного рода спекуляции, версии одна другой оригинальнее, но творческая атмосфера заметно испорчена.

Другой, еще более скандальный, пример – история вокруг фильма «Матильда», снятого известным режиссером Алексеем Учителем и посвященного любовной истории, случившейся между Николаем II (на тот момент цесаревичем) и известной балериной Матильдой Кшесинской. История очень трогательная и очень красивая, абсолютно подлинная, чему имеется немало исторических свидетельств, включая дневник самого царя.

Съемки фильма были в свое время согласованы с Министерством культуры и профинансированы государством; сюжет до определенного момента ни у кого не вызывал вопросов. Саму ленту целиком еще никто не видел, в прокат она должна выйти в конце текущего года. Но вот неожиданно разразилась настоящая буря: депутат Государственной Думы РФ Наталья Поклонская обнаружила в самом сюжете и в его кинематографическом воплощении очернение российского императора, причисленного Русской Православной Церковью к лику святых. Отсюда абсурдное требование полного запрета «Матильды» в России, инициируемого, в частности, Поклонской и движением «Сорок сороков», обращение по тому же поводу в Генеральную прокуратуру и т.д.

К слову сказать, именно Поклонская выходит на ежегодные майские марши «Бессмертный полк» с портретом не родственника, а последнего русского царя…

Дебаты о романе молодого Николая II с известной балериной, длящиеся с конца 2016 года, буквально на ровном месте раскачали общественную ситуацию до гражданского противостояния. В социальных сетях «благочестивые православные» изъясняются таким языком, что вера в их благочестие моментально исчезает. Со своей стороны, защитники «Матильды» также не лезут за словом в карман и не выбирают выражений.

Почему-то особенно нервно реагируют руководители северокавказских республик. Словно по команде, один за другим они обращаются к Министерству культуры с просьбой исключить их республики из прокатного удостоверения фильма. Якобы десятки тысяч людей разных конфессий просят не допустить проката, так как считают фильм оскорблением чувств верующих и «истории нашего государства». Некоторые, вроде Рамзана Кадырова, не просто отказываются от проката фильма, но и вольно толкуют исторические события 1917 года, сопровождавшие отречение Николая II от власти. Якобы верной царю до конца оставалась «Дикая дивизия» горцев.

Впрочем, историкам не известно, чтобы за Николая II или за отрекшегося вслед за ним великого князя Михаила кто-то пошел воевать. Да и сам этот публичный и неприятный скандал, когда все претендуют на то, чтобы сказать последнее «историческое слово», открыть самую главную истину, вызывает подлинное недоумение и горечь. Мы и в прежние, более спокойные, времена не умели толком дискутировать, не относились с должным уважением к оппоненту, но это можно было как-то объяснить и оправдать: монолог вела только власть, рядовые граждане были обязаны демонстрировать согласие и одобрение. Но за последние годы общество проснулось, благодаря Интернету получило доступ к огромному массиву информации, не всегда, впрочем, доброкачественной, но и серьезной, научной тоже.

У России есть хорошая историческая школа, есть признанные авторитетные ученые, которые могли бы компетентно представить ту реальную картину событий, вокруг которой кипят такие неприличные и оскорбительные страсти. Почему в государстве, которое согласно Конституции, является светским, стало едва ли не новейшей модой представляться верующими, оскорбляющимися по любому поводу? Или это такой удобный способ добиться политической известности, что называется, «пропиариться», чтобы потом попытать счастья на политическом поприще или уже обретя его, поучать всех остальных?

Результаты творческого труда, разумеется, адресованы зрителям, слушателям и вне внимания со стороны последних быстро теряют популярность, уходят в небытие. Но изначальную оценку произведению искусства, будь то художественный фильм, картина или музыкальное произведение, всегда дают профессионалы, представители тех же самых творческих профессий. К ним, владеющим тайнами своего ремесла, мы обычно и прислушиваемся, пытаясь не просто оценить их работу по принципу «А мне нравится!» (или наоборот), но стараясь понять, что именно хотел сказать художник, что означает это его послание сегодняшним поколениям.

А.Учитель, ошеломленный разгоревшимся вокруг его фильма скандалом, в интервью на канале «Культура» объяснил свое видение этой истории. По его мнению, окажись она счастливой, судьба нашей страны могла бы сложиться иначе. Что ж, художник имеет право выстраивать собственную версию, тем более что фильм – художественный, а следовательно, допускающий известную долю импровизации. Отдельные кадры из фильма, сопровождавшие это интервью, производят впечатление очень качественной работы, не имеющей ничего общего с намерением кого-то оскорбить или опошлить. К счастью, на днях и Минкульт, произведя все необходимые экспертизы, пришел к выводу, что законных оснований для запрета фильма нет, и он поступит в прокат в октябре текущего года.

Вместе с тем это благоразумное решение все-таки не избавляет от неприятного осадка, созданного атмосферой ненависти и вражды, сопровождающих «Матильду». Пристальное внимание к творческому процессу разного рода «ревнителей чистоты», а то и откровенных мракобесов приводит к тому, что талантливые и незаурядные люди просто уезжают из России. И если раньше отъезд был связан преимущественно с экономическими причинами (низкий уровень зарплаты, возрастающий риск для личной и предпринимательской безопасности, отсутствие возможностей для продвижения по социальной лестнице и т.д.), то сейчас все больше граждан хотели бы уехать по политическим и этическим причинам. Нет доверия правоохранительной и судебной системе, ожидания перемен к лучшему резко снизились, а нынешнее положение страны, по данным Росстата и ВЦИОМа, стало восприниматься как долгосрочное.

Источник: газета «Коммуна» |№65 (26709) | Пятница, 18 августа 2017 года




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Временщики под крышей
Снять квартиру в аренду – вынужденная необходимость для тех воронежцев, которые не могут позволить себе приобрести жильё.

На перепутье
Выборы Президента могут существенно изменить геополитическое положение России и социально-экономическое благополучие населения.

Только независимые люди могут быть свободными
В этом твёрдо убеждён глава ДНР Александр Захарченко, заявивший о невозможности возвращения Донбасса в состав Украины.

Разрыв формата
Интрига президентской кампании неожиданно изменила определенный формат и породила задачу с несколькими неизвестными.

Год важных событий
Событий одновременно и позитивных, и предельно опасных для совместного существования людей на планете Земля.

Чего стоят слёзы крокодила
В зале заседаний ООН установилась немая тишина: жительница Горловки рассказала правду о войне в Донбассе.

Тяжёлый подъём
Президент РФ Владимир Путин заявил, что внимание власти и общества должно быть нацелено на то, чтобы повысить доходы россиян.

«Кричащий» порок
Выживалы. Так можно назвать 20 млн. россиян, которые находятся за чертой бедности. И это – серьёзный порок. Не людей, а государства.

Демографический капкан
При кажущейся предрешенности результатов президентских выборов польза от их подготовки вполне очевидна. Пришло время поговорить о положении дел в стране.

Дырка от бублика
Главным запросом в России стало понятие справедливости. За год только в Воронеже контингент миллиардеров вырос на пять единиц.

Почему у чиновников пенсии такие большие?
Почему так вопиюще разнятся в России доходы богатых и бедных? Почему тысячи работающих – бедные, как выбраться им из долговой ямы?

«Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить»
Кто и как заботится о людях преклонного возраста, которые оказались в домах-интернатах? Почему человека помещают в дом престарелых?

Уроки Октября
Революция 1917 года изменила ход мировой истории. В России – «колыбели революции» отношение к её значению и по сей день неоднозначное.

Адвоката обвинили и приговорили
Почему в Воронежской области суды выносят столь мягкие приговоры адвокатам- «решальщикам», остаётся только гадать.

Популярное за сегодня

Реклама



Новости редакции
01.01.2018  Век «Коммуны». В списке не значился
15.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
15.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
02.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
21.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
21.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
19.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
09.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
24.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
20.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на www.сommuna.ru обязательна.