На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru / Главные новости Воронежа и области / Сельское хозяйство


Зерновые пороги


25.01.2018 20:12

Аналитика | Воронежские аграрии, получив рекордный урожай зерна, теперь вынуждены нести убытки. Цена на него упала ниже уровня позапрошлого года, хранилища стоят переполненные зерном. Не оправдались надежды воронежских земледельцев и в отношении экспорта

К слову, рекорды по урожаю зерна были поставлены по всей стране. По данным Минсельхоза, в России собрано около 133 миллионов тонн зерна в весе после доработки. Позапрошлогодний, также рекордный, результат составлял 120,7 миллиона тонн, но он уступал урожаю 1978 года, когда было собрано 127 миллионов тонн. В 2017 году оказался побит даже тот советский рекорд. И наши 5,5 миллиона тонн – весомый вклад в эту победу. Это, безусловно, повод для определённой гордости.

Ярослава ЯНОВА

Пережить изобилие

Но на деле хороший урожай принес с собой и немалые проблемы для аграриев. Дело в том, что Воронежская область, как, впрочем, и остальные регионы России, оказалась просто не готова к такому изобилию. Хранилищ катастрофически не хватает, а потому производители зерна вынуждены продавать его по нынешней рыночной цене. А она невелика: пшеница, по сравнению с прошлым годом, подешевела на 20-30 процентов. По факту сейчас крестьяне вынуждены продавать ее ниже себестоимости.

В Правительстве Воронежской области видят несколько способов выйти из сложившейся ситуации.

– Путей решения проблем несколько, – говорит первый заместитель руководителя Департамента аграрной политики Воронежской области Александр Бочаров. – Первый – это глубокая переработка, второй – вмешательство государства интервенционными закупками, третий – экспорт.

При этом, по мнению Александра Бочарова, наиболее перспективным направлением считается экспорт зерна. Оно сегодня востребовано на экспортном рынке – и Европа, и страны Персидского залива на сегодня испытывают дефицит зерна.

По данным департамента, на начало ноября 2017 года с территории Воронежской области было экспортировано 810 тысяч тонн зерна. Около 250 тысяч тонн ушло в другие регионы. До конца 2017 года планировалось экспортировать еще 500 тысяч тонн, и еще 500 тысяч тонн – в первом полугодии 2018-го.

Очередь в порт

Впрочем, за это время зерна на экспорт могло бы уйти и больше, освободив тем самым хранилища и избавив фермеров от заботы, где сохранить урожай до лучших времен.

– У нас катастрофически не хватает складских площадей на 35-40 процентов, – поясняет генеральный директор «Гленкор Агро Черноземье» Евгений Борисенко. – Элеваторы забиты. Даже я как экспортер, купив на элеваторе товар, мог бы купить еще. Но мне отвечают: можно, когда вывезешь. На сегодняшний день при текущих ценах я могу за две-три ближайшие недели перевыполнить тот план, который наметил, минимум в 2,5-3 раза. Но я вынужден как руководитель останавливать эту закупку только из-за того, что серьезно хромает логистика.

Ситуацию с вывозом зерна на экспорт осложняет дефицит железнодорожных вагонов.

– Мы столкнулись с недостатком вагонного парка, – говорит Александр Бочаров. – С большим трудом в Воронежской области мы вышли на цифру ежесуточной отгрузки в 100 вагонов. Но наши элеваторы готовы отгружать по 200-250 вагонов.

Поэтому, говорит он, сейчас стоит вопрос организации закупки вагонного парка владельцами, которые импортируют зерно.

Впрочем, уверен начальник отдела грузоперевозок ЮВЖД ОАО «РЖД» Владимир Семенов, закупка нового подвижного состава вряд ли исправит ситуацию.

– Около двух тысяч вагонов стоят гружеными на Северо-Кавказской железной дороге не из-за того, что их не может перевезти железная дорога, – отмечает он. – Наши порты загружены, и именно инфраструктура портов на данный момент не способна это всё переработать. Они выгружают по полной мощности от 100 до 150 вагонов в сутки. А грузится на 40 процентов выше мощности перерабатывающих портов. Надо подумать сначала о расширении портов, а потом уже об увеличении числа вагонов.

При этом, отметил Владимир Семенов, чтобы поддержать аграриев, в этом сезоне железная дорога снизила тарифы на перевозку на 10 процентов. Однако выгадать от этого фермерам ничего не удалось: тариф подняли собственники вагонов. Ведь не секрет, что РЖД не является собственником вагонов, они находятся в руках других компаний, крупнейшей из которых является «Русагротранс».

Автомобильные же перевозки не просто нерентабельны – они разорительны для экспортеров.

– Автомобильный транспорт не даст ту рентабельность, что железная дорога, – говорит Евгений Борисенко. – Автомобильные перевозки рентабельны при «плече» не более 500 километров. Возьмем любой портовый элеватор, любой крупный порт – у нас почти все порты на сегодняшний день находятся на Черном море. Для этого нужна железная дорога.

Опоздавшие интервенции

Чтобы оставаться рентабельным и на внутреннем рынке, по мнению экспертов, аграриям бы стоило ориентироваться на переработку. Однако, по данным департамента, внутреннее потребление зерна в Воронежской области на сегодня составляет только 3,5 миллиона тонн. Основной потребитель его – животноводство, которое в последние годы активно развивалось. Однако все же недостаточно для того, чтобы все зерно оставить внутри региона. Ведь возможности животноводства по потреблению зерна ограничены и в значительной степени исчерпаны.

Сейчас сельхозпроизводители с надежной ждут государственные интервенции. Хотя и они, по мнению экспертов, опоздали. Напомним: в конце августа этого года глава Минсельхоза Александр Ткачев утверждал, что интервенции планируется начать в сентябре. Тогда министр оценивал необходимый объем закупки в 3 миллиона тонн. А в начале октября первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов заявлял, что интервенции могут начаться в декабре. Сейчас же в Минсельхозе осторожно обещают начать зерновые интервенции в начале 2018 года.

Между тем заместитель председателя Ассоциации КФХ «Воронеж АККОР» Павел Кириллов уверен: если сейчас не будут приняты какие-то меры – многие аграрии просто разорятся.

– Даже те фермеры, которые выживут, будут расхлебывать это три-четыре года, чтобы восстановить положение, которое было до рекордного урожая, – уверен он.

Однако пока никаких вразумительных мер на уровне российского Правительства так и не принято.

– Интервенции в 2017 году проводились под флагом «Денег нет и мечтать о них не надо», – говорит председатель совета директоров ОАО «Верхнехавский элеватор» Антон Пермяков. – Сейчас пока идет речь о продаже зерна. Но часть тарифа, который субсидируется, будет расходоваться на вывоз из Сибири зерна предыдущего урожая, что еще более ухудшит ситуацию. Что делать? Как и во всем мире, заниматься одним и тем же: снижать себестоимость и повышать качество.

К слову, хороший урожай выявил и еще одну наболевшую проблему аграриев. В 2017 году значительно упало качество зерна. По данным департамента, если в 2016 году 3-4-го класса было 65 процентов, то в 2017 году – 59 процентов, а 3-й класс составил всего лишь 13 процентов от урожая.

– У нас серьезное падение качественной пшеницы. И это тоже последствия высокой урожайности. Работает закон сохранения белка: больше урожай – меньше содержание белка, – говорит Антон Пермяков.

Поддержка и логистика

Поэтому Антон Пермяков предлагает на данном этапе не вмешиваться государству в процесс: бизнес сам потихонечку все урегулирует. А в перспективе, по его мнению, помощь государства нужна в создании инфраструктуры.

– Вместо резерва зерна можно сделать резерв вагонов, – предлагает Пермяков. – Это бизнесу, наверное, больше бы понравилось. В аварийной ситуации, когда вагонов не хватает, государство могло бы их сбросить. Железная дорога, наверное, немного лукавит, когда говорит, что у них нет вагонов. Я согласен, что у них нет вагонов. Но не хватает еще маневрового состава, который пока не передали еще в частные руки.

В свою очередь Павел Кириллов уверен: подобную ситуацию в будущем могла бы предотвратить грамотная логистика и поддержка малых фермерских предприятий.

– Малые предприятия поставлены в неравные конкурентные условия с крупными предприятиями агрохолдингами. У нас разный доступ к финансовым ресурсам, цены на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений. Крупным предприятиям предоставляются значительные скидки на покупку запчастей, ГСМ и прочего. Такая же ситуация и при реализации продукции. Мы выходим с предложением о предоставлении скидок членам АККОР, как это сделано во многих регионах, – говорит он.

Кроме того, Антон Пермяков акцентировал внимание на еще одной проблеме, решить которую нужно будет в кратчайшие сроки.

– Деньги государства нужно вкладывать туда, где они нужны – в семеноводство, – говорит Антон Пермяков. – Иначе мы останемся без семян. Мы уже остались без своих семян кукурузы, сахарной свеклы, подсолнечника. Если ничего не менять, останемся и без семян зерновых.

И опасения эти не напрасны. Ведь на фоне того, что Россия в экспорте зерна потеснила США, которые просто не выдержали конкуренции по цене, германский агрохимический и фармацевтический концерн Bayer – собственник патентов на генномодифицированные семена кукурузы, сои, овощей – приобрел селекционные программы пшеницы в Мироновке (Украина). Так что вполне вероятно, что вскоре и здесь мы попадем в очередную зависимость от импорта. Если, конечно, государство и бизнес не начнут инвестировать в отечественную селекцию и биотехнологии.


«Большой хлеб» – это большие заботы, а порой и большое разочарование.
Фото Михаила Вязового.

Источник: газета «Коммуна» | №6 (26753) | Пятница, 26 января 2018 года




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Отмена Судного дня
России необходима прагматическая внешнеполитическая линия. Очень трудно жить в режиме ожидания Судного дня.

Вылет чёрных лебедей
Одним из «лебедей» стало расширение санкций Минфина США против 7 российских бизнесменов и 17 чиновников.

Арифметика поля
Опыт рекордного урожая -2017 заставил воронежских аграриев более взвешенно подходить к планам на посевной сезон.

Не первый и не последний?
В России опять траур, опять погибли люди. Погибли – по разгильдяйству, халатности и жадности своих земляков.

Когда государство уберёт «ножницы»?
«Ножницы» между теми, кто получает очень много, большие доходы, и теми, кто живёт, мягко говоря, очень скромно».

Как им простить девчонок, порезанных за то, что они жёны «сепаратистов»?
Глава ДНР: «Мы воюем не с украинским народом, а с определённой частью населения, которая заразилась вирусом нацизма и фашизма».

Жизнь после выборов
Правовой порядок наступает там, где люди готовы контролировать власть и вместе с нею нести ответственность за судьбу страны.

Залпы Манежа
Вторая часть Послания Президента Федеральному Собранию фактически свелась к озвучиванию новой военной доктрины России.

У Донецка и Луганска есть возможности за себя постоять!
Пётр Порошенко подписал закон о реинтеграции Донбасса и теперь сможет использовать ВСУ в любой точке государства без согласования с Радой.

Зерновые пороги
Воронежские аграрии, получив рекордный урожай зерна, теперь вынуждены нести убытки. Цена на зерно упала ниже уровня 2016 года.

Временщики под крышей
Снять квартиру в аренду – вынужденная необходимость для тех воронежцев, которые не могут позволить себе приобрести жильё.

Уроки Октября
Революция 1917 года изменила ход мировой истории. В России – «колыбели революции» отношение к её значению и по сей день неоднозначное.

Адвоката обвинили и приговорили
Почему в Воронежской области суды выносят столь мягкие приговоры адвокатам- «решальщикам», остаётся только гадать.

Популярное за сегодня

Строительство крематория в городе Воронеже начнётся уже в мае 104
Утверждён проект крематория с одной печью. Крематорий будет возведен рядом с Юго-Западным кладбищем. Это место выбрано с учётом его транспортной доступности для воронежцев из любой точки города.

На конференции в Воронеже обсудили вопросы лечения врождённых пороков сердца 15
Ежегодно в Воронежской области выявляется более 250 детей с врождёнными пороками сердца, нуждающихся в оперативном вмешательстве. Причем около 30% таких детей – новорожденные.

В Воронеже ведущий аморальный образ жизни мужчина избивал своего годовалого сына
Возбуждено уголовное дело по статье 156 УК РФ – «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».


Реклама



Новости редакции
01.01.2018  Век «Коммуны». В списке не значился
15.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
15.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
02.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
21.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
21.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
19.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
09.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
24.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
20.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на www.сommuna.ru обязательна.