-8°
г. Воронеж

Ясно, ветер северо-западный 6 м/с.

• Днём небольшой снег, -9°…-7°, ветер северный 3.6 м/с.

• Вечером небольшой снег, -13°…-10°, ветер северо-западный 2.2 м/с.

• Ночью ясно, -16°…-14°, ветер западный 1.9 м/с.

• Утром небольшой снег, -10°…-8°, ветер северный 3.4 м/с.

  • $ 65,51
  • € 74,33
09.07.2018 19:50
  • 858
  • 0
  • 0
Культура

Коварство, любовь и электричество

Худрук Камерного театра Михаил Бычков подвёл итоги тридцатилетней работы в Воронеже. Творческий вечер режиссёра – возможность оценить масштаб проделанной работы, повод для воспоминаний о соратниках.

Бенефис | Художественный руководитель Воронежского Камерного Михаил Бычков подвёл итоги тридцатилетней работы в нашем городе

«Творческий вечер – возможность заглянуть в прошлое. И попытаться оценить масштаб проделанной работы, её содержание и значимость», – так описана акция в анонсе. Проводился вечер по инициативе членов Попечительского совета Камерного и председателя Общественного совета при Департаменте культуры Воронежской области Бронислава Табачникова. Не знаю, каким было бы событие, если б не шумиха вокруг самого яркого культурного события региона – Платоновского фестиваля искусств, бессменным худруком которого является Михаил Владимирович.

Виталий ЧЕРНИКОВ

Про скандалы писать, честно говоря, нет желания, да и не важно в данном случае, что подтолкнуло провести вечер, напомнивший о ярких страницах воронежской культуры последних десятилетий.

Михаил Бычков приехал в Воронеж весной 1988-го, чтобы возглавить ТЮЗ. Первой премьерой стал спектакль «Над пропастью во ржи». Увы, постановки конца 1980-х не сохранились на видео; всё, что осталось от той и более поздних, таких как «Каин», «Кошкин дом», «Лапшедром», «Ночь перед Рождеством», – фотографии, отклики критиков, воспоминания зрителей и участников.

– 1988 год. Театр юного зрителя испытывает затруднения, – вспоминал на вечере актёр Юрий Овчинников. – Его колбасит, потому что он остался без художественного руководителя. В театре волнения. Некоторые из корифеев мечтают стать у руля. Но артисты сказали: «Нет, нам нужен новый режиссёр со стороны. Желательно молодой». И вот он появился из Иркутска. Молодой, подтянутый, худенький. Когда на сборе труппы излагал свои мысли по поводу театра и его будущего, мы все сразу почувствовали уважение к этому человеку и поняли, что он будет нам интересен. Он дал нам задание: «Сделайте сказки Афанасьева». И театр закипел!

По словам Овчинникова, ныне актёра Камерного театра, ТЮЗ вскоре вышел за «детские» рамки: «К нам пошёл зритель. До этого гуртом сгоняли школьников».

Рассказал Бычков и о том, как «Коммуна» опубликовала его обращение к тогдашнему руководителю Управления культуры с просьбой помочь загибавшемуся в начале 1990-х ТЮЗу.

Творческий вечер режиссёра – ещё и повод для воспоминаний о соратниках. Таких, как художник Юрий Гальперин. В ТЮЗе Бычков впервые организовал фестиваль: в несравнимо более провинциальный, чем сейчас, Воронеж съехались гости из Тбилиси, Ростова-на-Дону, Еревана, Перми и даже из Ирландии и Бельгии. Как не вспомнить о тех, кто протянул руку в тяжёлые времена? Рассказал Бычков и о том, как «Коммуна» опубликовала его Обращение к тогдашнему руководителю Управления культуры с просьбой помочь загибавшемуся в начале 1990-х ТЮЗу («Началось вторжение предпринимателей, в коридорах театра появились торгаши, но ничего нельзя было остановить, власть меня не услышала»), и о первом и единственном спектакле, поставленном в Кольцовском театре:

– Анатолий Васильевич Иванов, замечательный русский режиссёр, позволил мне на исторической сцене сделать «Коварство и любовь» по Шиллеру. Название выбрал я. Там впервые встретился с выпускником института искусств, молодым артистом Серёжей Козловым, с которым потом четыре года строили Камерный. Работал с прекрасным актёрским составом. Делали спектакль вместе с Алексеем Голодом, замечательным художником, однокурсником Юры Гальперина, тоже рано ушедшим из жизни. Он украсил своим творчеством несколько славных лет истории театра драмы.

О постановках разных лет вспоминали актёры Тамара Цыганова, Борис Алексеев, Андрей Мирошников. С особой интонацией прозвучал рассказ о том, как труппа, впервые выдвинутая на «Золотую маску» за «Дядюшкин сон», повезла тот спектакль в столицу. На вечере зрители увидели живьём сцены из ставших историей работ Камерного («Дядюшкин сон», «Две маленькие пьесы», «Борис Годунов»). Прозвучал фрагмент из «Родины электричества», первой оперы по произведениям Андрея Платонова.

Особая тема – деятельность Михаила Бычкова в период губернаторства Алексея Гордеева. Знакомство состоялось, когда тот с супругой пришёл на спектакль «Мандельштам»:

– Я начал жить общественной жизнью, принял участие во многих проектах, иногда далёких от моей прямой деятельности. Например, замечательная выставка народного костюма. Я как куратор привлёк к работе друга и коллегу Николая Симонова, известного театрального сценографа, и результат получился интересным. Если б мы умели более рачительно сохранять свои достижения, выставка могла бы существовать как постоянная экспозиция.

В числе осуществлённого – фестивали «Город-сад», «Маршак» (которыми теперь, впрочем, Бычков не занимается), «Мандельштамфест». Главным же детищем стал Платоновфест:

– Ничто не мешало мне сделать ещё один театральный фестиваль, каких очень много в нашей стране. Но почему-то показалось, что будет интереснее устроить событие для города, а не для профессионалов. Фестиваль, который был бы многожанровым, соединив театр, музыку, изобразительное искусство, литературу.

Михаил Бычков подчеркнул, что доверие Алексея Гордеева как губернатора «было основано на уверенности в том, что деньги пойдут куда нужно – он очень следил за этими вещами и поэтому со многими из своего окружения расстался».


Частью программы вечера стал фрагмент спектакля «Дядюшкин сон».
Фото Андрея ПАРФЁНОВА.

Источник: газета «Коммуна» | №52 (26799) | Вторник, 10 июля 2018 года

Плюсануть
Поделиться
Класснуть