г. Воронеж

Пасмурно, ветер восточный 2 м/с.

• Днём небольшой дождь, +3°…+4°, ветер северо-восточный 2,4 м/с.

• Вечером дождь со снегом, +2°…+3°, ветер восточный 2,4 м/с.

• Ночью дождь со снегом, +2°…+2°, ветер восточный 2,4 м/с.

• Утром пасмурно, +2°…+3°, ветер восточный 2,1 м/с.

  • $ 73,84
  • € 83,36
23.10.2021 10:00
  • 1238
  • 0
  • 1
Наука и образование

Сергей Карпов: « Мы занимаемся штучной огранкой талантов»

23.10.2021 10:00

Ректор Воронежского государственного института искусств рассказал, как работают со студентами в творческом вузе и почему сюда могут поступить только 70 человек

Сергей Карпов: « Мы занимаемся штучной огранкой талантов»

45 лет назад Сергей Карпов окончил Воронежский институт искусств и стал одним из ведущих актёров театра драмы им. Кольцова. А в январе нынешнего года народный артист возглавил альма-матер. Накануне юбилея института Сергей Карпов в эксклюзивном интервью «Коммуне» рассказал, трудно ли совмещать актёрскую работу с административными хлопотами и в чём секрет особой атмосферы творческого вуза.

Учиться плохо было неприлично



-- Сергей Викторович, почему выбрали актёрскую профессию?

– Я о будущей профессии задумывался, начиная с 8-го класса. К этому моменту был активным участником драматического кружка при Дворце пионеров. Ребята постарше поехали поступать в Горьковское театральное училище, а меня папа не пустил, потому что мне было всего 14 лет. К окончанию школы папы не стало. Мама верила в меня и посоветовала прислушаться к себе, понять, чего мне действительно хочется, и дальше воплощать это в жизнь.

– Легко ли было поступить в творческий вуз?

– Первый набор на театральный факультет в институт искусств был в 1971 году. Помню, как я тогда слонялся среди абитуриентов. Они казались мне необыкновенно красивыми, а педагоги – просто божествами. Показалось, что я никогда не поступлю в этот вуз. А в 1972 году, когда я подал документы, конкурс был огромный. Первый тур проходил четыре дня – столько абитуриентов было. Волнение страшное! И когда я увидел свою фамилию в списках поступивших, это стало потрясением. Учиться плохо тогда было просто неприлично. Получить «четвёрку» у наших мэтров считалось позором. Довольствоваться лишь обязательной учебной программой – моветон. Ведь на занятиях нужно было вступать с педагогами в диалог, а порой и спорить.

– Пожалуй, в те времена не в любом институте такое позволялось…

– Наши преподаватели отличались умением совершать поступки, высказывать своё мнение. Это давало понимание, что ты на верном пути. Для человека творческой профессии – тяжёлой, а порой довольно жёстокой – такая поддержка крайне важна. Поэтому так ценно, что наставники не бросали нас и после окончания вуза. Педагог по актёрскому мастерству Николай Дубинский приходил на спектакли. А после в мягкой форме делал замечания, давал советы – точные, лёгкие, понятные. Институт славился мощной гвардией профессионалов – выпускников московских вузов.

Работать с коллективом легко и интересно



– По окончании вуза вас приглашали в  9 театров. Почему вы выбрали именно театр драмы им. Кольцова?

– Когда замечательный режиссёр приглашает тебя в один из лучших театров страны, глупо отказываться. Из всех приглашений воронежское было самым ярким. Тем более, я хорошо знал театр драмы, пересмотрел весь его репертуар. Был знаком со многими актёрами и понимал, что мне есть чему у них научиться.

– Актёрская профессия – творческая, а ректор – это управленец. Как восприняли предложение возглавить институт?

– Когда мне это предложили, я думал над тем, а как наши ректоры справлялись с руководством? Все эти люди были выдающимися педагогами, администраторами, менеджерами. Каждый (от первого ректора Валерия Николаевича Шапошникова до моей предшественницы Ольги Анатольевны Скрынниковой) внёс свой вклад в развитие вуза. Когда проследил всю цепочку руководителей, подумал: а чем я могу быть полезен институту? Понимал: вуз дал мне замечательных педагогов, способ мышления и оценки жизненных ситуаций. Он дал мне профессию. Теперь настал мой черёд отдать институту то, чему меня здесь научили.

– Уже привыкли к новому статусу?

– Психологи говорят: «Чтобы человек успокоился, освободился от предубеждений и начал генерировать административные и творческие идеи, нужно 4–5 месяцев». И вот они прошли. Мне интересно и легко работать с коллективом. Ощущаю общую атмосферу и понимаю – она благоприятная. А поле для применения сил в институте – огромное. Надо оформить дипломные спектакли, подумать о зарплате преподавателей, отправить студентов на конкурс, купить струны, настроить инструменты, кондиционировать зал… Бесконечный поток дел. Но, беседуя с ректорами других вузов, я слышу о начале приёмной кампании и необходимости принять 6000 человек. Цифра приёма в нашем институте – 70 человек. Почувствуйте разницу. Представьте пианиста, виолончелиста, теоретика музыки – их не может быть 40 человек! У нас каждый обучается индивидуально. Институт занимается штучной огранкой талантливых ребят на высоком уровне.

– Как удаётся совмещать работу в театре и административные хлопоты?

– Помогает точное распределение времени. А работа творческая и в театре, и в институте. Точнее, в вузе она административно-творческая. Далее всё зависит от внутренней организованности человека. Актёрский опыт помогает не совершать ошибки и принимать верные решения. Ведь актёр проживает жизни многих людей. Постоянно находится в кругу режиссёров, других актёров, зрителей – видит множество ситуаций, пропускает их через себя, получает колоссальный эмоциональный опыт. Если актёр – мыслящий человек, он старается отделить плохое от хорошего. Далее пытается хорошее либо внедрить, либо пропагандировать.

Институт как большой пазл



– В институте искусств всегда была особая атмосфера. Сейчас она сохраняется?

– Да, студенты и преподаватели взаимодействуют в доверительной атмосфере, напоминающей ту, в которой учился и я. Мне предстоит передать её следующему ректору. А юным музыкантам, актёрам, художникам – расти, получая от педагогов не просто механический инструментарий, но и способ мышления творческой личности. Этому помогают приглашённые в стены вуза известные театральные режиссёры, артисты, критики – люди, которые делятся знаниями и преумножают творческую атмосферу. А именно из неё в разные годы произросли такие замечательные выпускники нашего института, как Заслуженная артистка РФ, лауреат премии «Золотая маска» Ирина Макарова, солистка Миланского театра «Ла Скала» Ирина Лунгу, солистка Мариинского театра Антонина Весенина, народные артисты Валерий Потанин и Наталья Дроздова, актёры Фёдор Добронравов, Сергей Дорогов, Сергей Астахов, Святослав Ещенко… Многие наши выпускники работают в учреждениях культуры Центрального федерального округа.

– Какие задачи вы ставили перед собой, вступая в должность, и чего уже удалось достичь?

– Моя основная задача – осмотреться, понять, что такое институт искусств, каждый его факультет, кафедра. Институт – словно большой пазл. Я его сейчас разобрал и складываю, попутно понимая, что и в каких местах надо менять – убирать, реставрировать, полностью заменять. План один – улучшение материально-технической базы и совершенствование учебного процесса. Чтобы студентам и преподавателям в институте искусств жилось хорошо.

– Планы на будущее амбициозные?

– Представьте, наши преподаватели взяли и создали оркестр русских народных инструментов (руководитель – Галина Мисирханова). Такой коллектив в Воронеже – один. Есть у нас свой симфонический оркестр (руководитель – Евгений Мингалев). Есть всемирно известный фольклорный ансамбль «Воля» (руководитель – Галина Сысоева). Галина Сысоева – великий энтузиаст изучения и распространения народной культуры. И песни в исполнении «Воли» звучат и завораживают слушателей в полных залах на крупных фестивальных площадках. Многие студенты театрального факультета сотрудничают с театрами, принимают участие в спектаклях, концертах, крупных региональных культурных событиях. Всё живое. Всё дышит и пульсирует. И наша дальнейшая задача – это взращивать и пестовать. Чтобы студента, которого мы приняли в институт, окружили преподавательской заботой, научили, открыли миру. А он затем украсит этот мир своим талантом. И, конечно, всегда помнил об альма-матер и тех, кто укреплял его славу.

ДОСЬЕ «КОММУНЫ»

Сергей КАРПОВ родился 5 октября 1955 года. В  1976-м окончил Воронежский государственный институт искусств, после чего был принят на работу в Воронежский академический театр драмы им. Алексея Кольцова. В 1993 году удостоен звания «Заслуженный артист России». В 2004 году получил звание народного артиста России. Лауреат премии «Событие сезона 2010–2011» в номинации «Главная мужская роль в драматическом спектакле». Победитель премии «Лидер года – 2019» в номинации «Культура». Лауреат областной театральной премии «Браво!». С 2010 по 2015 год – депутат Воронежской гордумы. Директор Дворца творчества детей и молодёжи с 2011 года по январь 2021 года. Председатель Общественной палаты Воронежа. 27 января 2021 года назначен на должность и. о. ректора Воронежского государственного института искусств.


Фото: Владимир ЛАВРОВ

Наталья СТОЛПОВСКАЯ
https://communa.ru/nauka_i_obrazovanie/sergey-karpov-my-zanimaemsya-shtuchnoy-ogrankoy-talantov-/
Поделиться
Класснуть