г. Воронеж

Дождь, ветер юго-западный 5 м/с.

• Днём небольшой дождь, +10°…+12°, ветер западный 6,1 м/с.

• Вечером небольшой дождь, +7°…+10°, ветер северо-западный 4,7 м/с.

• Ночью небольшой дождь, +5°…+6°, ветер юго-западный 3,4 м/с.

• Утром небольшой дождь, +6°…+9°, ветер юго-западный 5,2 м/с.

  • $ 63,84
  • € 70,59
10.09.2019 15:12
  • 276
  • 0
  • 0
Общество

«Души изменчивой приметы переносить на полотно»

10.09.2019 15:12
«Души изменчивой приметы переносить на полотно» Член Союза художников России Роман Соловьёв. Фото Натальи Коньшиной.

ЗЕМЛЯКИ

Педагог Острогожской детской художественной школы имени И.Н. Крамского, член Союза художников России Роман Соловьёв выпустил первую группу взрослых учеников, которые прошли курс трехлетней общеразвивающей программы. Первые достижения живописцев-любителей (людей совершено разных профессий) составили выставку «Палитра настроений», представленную в местном историко-художественном музее.

Евгения ИЗОТОВА


г.Острогожск

Роман Соловьев впервые преподал обучающий курс целой группе взрослых острогожцев, избравших для саморазвития изобразительное искусство, а значит, постижение его основ.

– Достоин уважения уже сам факт того, что люди решили расширить границы своего бытия и, несмотря на каждодневные заботы, а большинство наших учеников – это женщины, целенаправленно и систематически посещали занятия, – говорит Роман Викторович.

– Поразительно то, что мы приходили в художественную школу после рабочего дня, но откуда-то появлялись силы, и неизменно улучшалось настроение, – рассказала Надежда Бурахина. – Время занятий пролетало настолько незаметно, что, как правило, все не переставали удивляться: «Как, уже пора уходить, а вроде бы только что приступили к работе!». Это даже работой-то не назовешь, скорее – увлеченное священнодейство. Роман Викторович дал нам многое для понимания произведений изобразительного искусства, научил вдумчиво рассматривать картины художников прошлых веков и наших современников.

Важно было, по словам педагога, помочь начинающим художницам раскрыть только им присущие способности, не подавляя и не сбивая своим авторитетом:

– Рядовой зритель, не имеющий художественного образования и опыта восприятия живописи, рассматривая работы таких любителей, как правило, приходит в некоторое замешательство: чувствует какое-то несоответствие, а разобраться не может. Художник-профессионал сразу видит дилетанта, к тому же легко считывает все его характеристики: необразованность, незнание законов живописи. Не случайно многие делают ставку на абстрактное искусство, пытаясь скрыть за ним отсутствие живописной школы.

А что могло бы стать неизменным ориентиром для тех, кто почувствовал магнетическую притягательность творческого процесса и готов продолжать его? Ответом стал рассказ Романа Викторовича о личном опыте постижения изоискусства и жизни в ее пространстве.

– Я всегда стараюсь анализировать увиденное и в каждой работе, найти что-нибудь положительное. Случается, и в картине любителя что-то очень трогает, захватывает. Думаешь, как же он это сделал? В этих простых любительских картинах самое ценное – свежесть восприятия, что приближает их к детскому рисунку, хотя у детей больше наивности, искренности. Взрослым важно сохранить такую степень открытости и двигаться дальше.

Будущий художник и наставник с детства любил находиться на природе. На родине родителей – в селах Петренково и Ближней Полубянке наблюдал за годичным круговоротом: пушистый снежок, первые проталинки и ручейки, пух на деревцах и кустиках, цвет и аромат разнотравья, сенокос. Все виденное очень трогало, хотя, по его признанию, природа плохо позирует, уж больно она изменчива: чуть изменилось освещение – и уже по-другому воспринимаешь пейзаж. Спустя годы все осталось по-прежнему, первая реакция от увиденного – восторг. Именно это чувство и стало определяющим при выборе основной темы будущих картин.

Он с удовольствием берется и за жанровые работы, но все же среднерусские ландшафты ему ближе. Для их написания нужно уединиться, да и мысли там приходят в порядок.

В одиннадцатилетнем возрасте первым живописным открытием для Романа Соловьева стали этюды с натуры, выполненные преподавателем ДХШ Николаем Бутусовым. Роман подолгу всматривался в волнующее хитросплетение красок: «Удивительные фиолетовые тени на стене, на березке – ну как он это делает?!» Когда повзрослел, узнал, что в свое время у Николая Петровича были свои открытия – увиденные этюды его наставника Николая Дешевых.

Поначалу стеснялся показывать, критически оценивая первые опыты. А ни с чем не сравнимый запах красок помнит по сей день.

Отношения же с наставниками – отдельная тема в жизни и творчестве художника.

– Большим авторитетом был для меня живописец и учитель Михаил Кугач. Он, словно озвучивая мои мысли, говорил, что на природу нужно всегда выходить как ученик. Именно так я и делаю всякий раз. И тогда работы получаются правдивыми. Природа не терпит потребительского отношения, поэтому осторожно прикасаюсь к ней, веду свой диалог, пытаюсь нащупать самое важное и сокровенное. И если удается – это большая радость!

В описании увиденного художник не уступает писателям: «Зимки нарядные, хрусткие, а как затейливо осень листву разбрасывает – не наглядеться. Кругом тишина, дятлы стучат, мышки шуркают. Так захватывает это состояние, что уже возникает потребность возвращаться и писать ещё, ещё».

Процесс развития Роман Соловьев видит во всем – в каждодневной работе в учебном классе с ребятами и взрослыми, в мастерской и на пленэре, посещении выставок, в общении. Интересно общаться и с художниками-профессионалами, представителями разных живописных школ: Московской, Питерской, Пензенской. Такому общению способствуют и академические пленэры, проходящие в Острогожске.

– Среди моих наставников был и ученик выдающейся украинской художницы Татьяны Яблонской – воронежец, Заслуженный художник РСФСР Юрий Внодченко. Дружеские отношения у меня с ним сложились. Юрий Федорович говорил: «Ты и дальше пиши с натуры, ведь работы твои живые…». При этом без обиняков мог раскритиковать свои творения и похвалить лучшие студенческие. Тогда я понял: чем выше уровень мастерства, тем человек проще, самокритичней.

А еще Роман Соловьев пришел к тому, что цель творчества – не награды и почести, а постоянное саморазвитие, которое само по себе благородно и удивительно, к тому же доставляет огромное удовольствие. Занятие живописью учит более тонко чувствовать окружающий мир, а его отражение присутствует во всех видах искусства – архитектуре, скульптуре, музыке.< Поэтому так важно детей обучать в художественной школе, чтобы их собственный мир стал богаче и ярче, независимо от выбранной в дальнейшем профессии.

Источник: газета «Коммуна» | № 69 (26917) | Вторник, 10 сентября 2019 года

https://communa.ru/obshchestvo/dushi-izmenchivoy-primety-perenosit-na-polotno-/
Поделиться
Класснуть