-5°
г. Воронеж

Ясно, ветер юго-западный 4 м/с.

• Днём пасмурно, -1°…+1°, ветер юго-западный 6,1 м/с.

• Вечером небольшой снег, 0°…+1°, ветер юго-западный 4,7 м/с.

• Ночью ясно, -6°…-5°, ветер юго-западный 4.8 м/с.

• Утром облачно с прояснениями, -5°…-2°, ветер юго-западный 5.8 м/с.

  • $ 66,2
  • € 74,81
14.03.2004 00:00
  • 1026
  • 0
  • 0
Общество

Звезда Героя – за труд и за войну

Георгий Юрин был удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1959 году, а с учетом былых заслуг и наград военной поры – орденов и медалей. В годы Великой Отечественной бывалый железнодорожник работал на большом участке прифронтовой полосы – от Воронежа до западных границ. Без сна и отдыха он с помощником И.Севастьяновым, кочегаром Н.Юрченко и напарником В.Латышевым подвозил к фронту технику, боеприпасы. Редко какая поездка обходилась без бомбежки и обстрела. В одной газетной заметке был описан такой случай...



Георгий Юрин был удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1959 году, а с учетом былых заслуг и наград военной поры – орденов и медалей. В годы Великой Отечественной бывалый железнодорожник работал на большом участке прифронтовой полосы – от Воронежа до западных границ. Без сна и отдыха он с помощником И.Севастьяновым, кочегаром Н.Юрченко и напарником В.Латышевым подвозил к фронту технику, боеприпасы. Редко какая поездка обходилась без бомбежки и обстрела.

В одной газетной заметке был описан такой случай: «На перегоне Аношкино-Давыдовка бригада вела поезд с эвакуированным оборудованием и семьями рабочих. Яркий безоблачный день. И вот со стороны солнца неожиданно появляются фашистские «юнкерсы». Бомбы ложатся в край пути. Машинист Юрин не растерялся и остановил поезд прямо перед воронкой. Пути восстановили за один час, и поезд тронулся вновь. После налета начальник депо и фронтовой корреспондент насчитали в паровозе около 100 пробоин».

После освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков депо Отрожка организовало бесперебойную доставку строительных материалов на восстановление заводов и жилья. Подвозили комплектующие изделия на авиазавод, который на другой день после освобождения начал делать самолеты для фронта, на экскаваторный завод, выпускавший «катюши». Само депо производило для фронта минометы. Естественно, машинист Юрин трудился не покладая рук, перевозил грузы ударными темпами.

В послевоенные годы Юрин водил сначала грузовые поезда на паровозах серии «ФД», потом – скорые на серии «ИС». Постепенно совершенствовалось мастерство вождения – плавность при трогании состава, точность по времени и прочее. Часто пассажиры благодарили машиниста – у них при плавном трогании и движении даже чай в стакане не качнулся.

После войны Юрин жил в Воронеже на улице Литейной. Там он вместе с супругой Александрой Андреевной разбил сад, ставший одним из лучших в Отрожке. Еще ценнее то, что он вырастил троих сыновей, которые дали ему четырех внучек, родивших четырех правнуков.

Работники этого депо в 1961 году тепло проводили Г.Я.Юрина на пенсию, но он так прирос к родному производству, что часто ходил туда, интересовался его жизнью, помогал советом и переживал с коллективом их заботы и успехи. Часто встречался с молодежью и рассказывал ей о своем жизненном пути.

Примечательно, во-первых, то, что Георгий Яковлевич родился на станции Лиски в семье железнодорожника-кондуктора. Во-вторых, произошло это ровно 100 лет назад.

С тринадцатилетнего возраста, по примеру своих старших братьев Прокофия, Федора и Филиппа, пошел Георгий работать на железную дорогу – сначала чернорабочим в службу пути, потом подручным слесаря в паровозное депо, затем кочегаром паровоза.

В гражданскую войну вместе со взрослыми помогал бойцам Буденновской конной армии – подносил боеприпасы по траншеям на передовую.

В первые годы Советской власти участвовал в воскресниках по восстановлению депо Лиски и путей, в подъеме из реки Дон паровозов, сваленных туда отступающими белогвардейцами, в строительстве и благоустройстве клуба железнодорожников.

В школе учиться ему не пришлось из-за отсутствия обувки, поэтому грамоту осваивал уже повзрослев, в ликбезе. Проявил себя способным учеником. Учпрофсож даже назначил его инструктором-общественником по ликвидации неграмотности в прилегающих селах. Днем работал, а вечером организовывал занятия. За достижения на этом поприще в 1930 году был делегирован на Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности.

В 1929 году Георгию доверили стать помощником машиниста, а в 1932 году направили учиться на курсы машинистов в г. Воронеже. По их окончании он стал трудиться в депо Отрожка, которому отдал почти три десятка лет жизни.

В 2000 году деповчане проводили Георгия Яковлевича в последний путь. Пять минут гудели локомотивы в этот день – так скорбели железнодорожники о своем старшем товарище. Юрий ГЕОРГИЕВ.
© При перепечатке или цитировании материалов cайта ссылка на издания газетной группы «Коммуна» обязательна. При использовании материалов в интернете гиперссылка на www.kommuna.ru обязательна.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть