г. Воронеж

Пасмурно, ветер юго-западный 5 м/с.

• Днём небольшой снег, -3°…-2°, ветер западный 6.6 м/с.

• Вечером небольшой снег, -6°…-4°, ветер западный 6.2 м/с.

• Ночью дождь со снегом, +1°…+1°, ветер юго-западный 4,4 м/с.

• Утром снег, -1°…+1°, ветер юго-западный 6,1 м/с.

  • $ 65,85
  • € 74,68
24.05.2018 17:27
  • 1444
  • 0
  • 0
Политика

Новое правительство?

Новая конфигурация правительства скорее свидетельствует о консервации ситуации. Перемены в элитах пока не вызрели.

Политический дневник

Александра ГЛУХОВА,


доктор политических наук, профессор
Воронежского государственного университета

После долгих и напряженных согласований, практически невидимых и малопонятных рядовому обывателю, в России наконец появилось новое правительство. Правда, новым его назвать довольно трудно, если судить по персональному составу, включая премьер-министра, его заместителей – вице-премьеров и профильных министров.

Учитывая консервативный тренд, характеризующий в последние годы внутреннюю и внешнюю российскую политику, правительству по-прежнему отводится подчиненная роль, но долгая жизнь; по меньшей мере, до следующих президентских выборов. Отсюда необходимо внимательно присмотреться к тем людям, кому Президентом доверено осуществлять технологический рывок, строить в России новую цифровую экономику и вообще совершать героические дела, без которых ворваться в пятерку наиболее развитых экономик мира, да еще с продолжительностью жизни до 80 лет, нам вряд ли удастся.

Председателем правительства, как и предполагало большинство экспертов, остался Дмитрий Медведев. Это назначение зримо продемонстрировало, что ни разоблачительный фильм Алексея Навального («Он вам не Димон»), привлекший внимание миллионов россиян, ни скандалы вокруг отдельных министров, ни угасшая со временем идея модернизации страны, автором которой – в бытность Президентом – был сам Медведев, не являются препятствием к тому, чтобы этот чиновник вновь возглавил главный оперативно-распорядительный орган страны. Не рейтинг доверия со стороны россиян, а степень доверия лично Владимира Путина делают эту кандидатуру практически непотопляемым фрегатом российской политики. Этот факт понимают и депутаты Государственной Думы, четко держащие нос по ветру: кандидатура Дмитрия Медведева успешно прошла утверждение в нижней палате парламента голосами депутатов от фракции «Единая Россия» и ЛДПР. Левые фракции – КПРФ и «Справедливая Россия» без большого риска для себя проголосовали против.

Однако главного «оруженосца» возле премьера, каковым долгие годы был Аркадий Дворкович, больше не будет. Лишились своих постов в правительстве и другие известные люди – Игорь Шувалов (экономика), Дмитрий Рогозин (ВПК), Александр Ткачев (сельское хозяйство), Николай Никифоров (связь), Максим Соколов (транспорт), Михаил Абызов (Открытое правительство).

Кто же составит кабинет – так называемое «малое правительство», включающее в первую очередь вице-премьеров, курирующих целые отрасли отечественной экономики? Первым вице-премьером, курирующим экономику, стал Антон Силуанов, по совместительству министр финансов. Он единственный из вице-премьеров, кому разрешено такое совмещение высоких должностей. Впрочем, многие эксперты находят его удачным, следуя логике, что чем компактнее правительство – тем лучше оно работает.

Антону Силуанову поручено осуществлять контроль над макроэкономикой и финансами, что и в прошедшие годы составляло главную заботу экономического блока правительства. Нельзя не признать, что с этой задачей оно справилось.

Еще одним знаковым решением стало назначение бывшей главы Счетной палаты Татьяны Голиковой на должность вице-премьера, курирующего социальную сферу (вместо Ольги Голодец). Эту сферу ждут непростые решения, типа повышения пенсионного возраста, что чревато потенциальными конфликтными ситуациями. Кстати, сама Татьяна Голикова является, скорее, противником, нежели сторонником этой меры, однако именно ей придется нести ответственность за ее осуществление. Главная же задача нового вице-премьера на текущий срок – привести эффективность в социальной сфере в соответствие с ожиданиями избирателей. Поскольку экономика у нас трактуется скорее как способ распределения, нежели как способ создания, то повышенное внимание предполагается уделить распределению в социальной сфере. Доверить же такую функцию можно только человеку проверенному, и Татьяна Голикова относится именно к таким, профессионально сильным и проверенным кадрам.

Кроме того, в новом составе правительства сохранил свою должность и вице-премьер Дмитрий Козак, в сферу ответственности которого попадает промышленность.

Самой экзотической фигурой в новом правительстве является Виталий Мутко. Он не просто сохранился из старого состава, но и передвинулся на новые позиции, а именно – на должность вице-премьера по строительству и региональной политике. Освобождение им должности министра спорта вполне понятно: именно Мутко мы обязаны многочисленными допинговыми скандалами, а также отсутствием российского флага на последней зимней Олимпиаде в Пхенчхане. Но чем провинилась сфера строительства, если в нее направляется именно этот чиновник? Видимо, тем, что располагает немалыми финансовыми средствами, особенно бюджетными.

Наряду со старыми, проверенными кадрами, среди первых лиц кабинета появились новички, одним из которых является Юрий Борисов, сменивший Дмитрия Рогозина на посту вице-премьера по ВПК. Юрий Борисов до сих пор работал заместителем Сергея Шойгу в оборонном ведомстве, сумел наладить выполнение государственного оборонзаказа, однако нынешнее его назначение предполагает куда более широкий круг задач, которые ему предстоит решать.

Еще один новый вице-премьер – Максим Акимов – будет курировать цифровую экономику, связь и коммуникации.

Главным же «возвращенцем» в правительство стал бывший многолетний министр сельского хозяйства и бывший губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Причем именно с назначением руководителя в эту отрасль происходили особенно интересные вещи. Поначалу информированные источники сообщали, что Алексей Гордеев возвращается на прежнюю должность министра сельского хозяйства, но, кроме того, будет еще и вице-премьером по вопросам АПК, что было бы вполне логичным шагом. Однако потом прозвучали опровержения по части занятия нашим бывшим губернатором только одной из этих двух ответственных должностей. Картина прояснилась, когда неожиданно прозвучало имя нового министра сельского хозяйства – Дмитрий Патрушев. Пикантность ситуации заключается не столько в том, что в Управление сельским хозяйством приходит человек, последние годы возглавлявший Россельхозбанк, а то, что это первое назначение в российское правительство прямого родственника: Дмитрий Патрушев – сын Секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева. Кураторство же сельского хозяйства с позиций вице-премьера является прерогативой Алексея Гордеева. Остается надеяться, что именно с его помощью новому сельхозминистру удастся не испортить борозды…

В целом же новая конфигурация правительства не выглядит обновленной. Скорее, она свидетельствует о консервации ситуации. Это означает, что перемены в элитах пока не вызрели, хотя и не отменяются полностью. По мнению руководства страны, принимать сегодня какие-то радикальные решения, срочные замены означает создавать риски возможной дестабилизации, что в условиях сложной международной обстановки, непредсказуемой социально-экономической и финансово-экономической ситуации в стране вряд ли оправданно.

Кроме того, внушительная поддержка Владимира Путина на последних президентских выборах прочитывается правительственными чиновниками как отсутствие запроса на перемены у большинства населения страны.

Запрос на перемены, тем не менее, есть: первые же социологические замеры, проведенные уже после выборов, показывают, что люди хотят совершенно определенных перемен, связанных с повышением уровня жизни, зарплат и пенсий, гарантиями занятости, доступностью образования и медицины, наведением порядка в сфере ЖКХ и т.д. Для достижения этих целей нужна рутинная, повседневная работа правительства, помнящего не только о высоких целях (типа технологического рывка), но и о повседневных задачах. Хотелось бы, чтобы судьба нового правительства определялась именно этими показателями, а не поисками баланса клановых интересов.

Источник: газета «Коммуна» | №39 (26786) | Пятница, 25 мая 2018 года

Плюсануть
Поделиться
Класснуть