г. Воронеж

Пасмурно, ветер юго-восточный 4.4 м/с.

• Днём пасмурно, +1°…+2°, ветер юго-восточный 5,4 м/с.

• Вечером пасмурно, 0°…+1°, ветер юго-восточный 5 м/с.

• Ночью пасмурно, -2°…-1°, ветер юго-восточный 4.6 м/с.

• Утром пасмурно, +2°…+2°, ветер юго-восточный 5,4 м/с.

  • $ 75,85
  • € 90,46
22.03.2019 15:00
  • 810
  • 0
  • 2
Политика

Восточный транзит власти

22.03.2019 15:00

Не пытаясь обмануть себя и время, Назарабаев лично подготовил почву для спокойного перехода власти, контролируя весь этот транзит.

Восточный транзит власти

Политический дневник

В море новостей, ежедневно переполняющих информационное пространство и волнующих читателя то подробностями Брекзита, который никак не закончится, то предвыборными баталиями на Украине, неожиданно ворвалась весть из восточного ближнего зарубежья: Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев сообщил о своей отставке.

Александра ГЛУХОВА,


доктор политических наук, профессор
Воронежского государственного университета

Впрочем, отставка не означает полного ухода 79-летнего политика с политической сцены. Скорее наоборот, новые обязанности «лидера нации» (есть такой официальный титул в соответствующем законе Казахстана) заставили политологов яростно спорить относительно того, снижается ли, или, напротив, повышается отныне роль самого влиятельного человека в государстве. Споры не вызывает лишь факт начавшегося процесса транзита власти – самая, пожалуй, животрепещущая тема в политической жизни постсоветских государств.

Немного предыстории.

Нурсултан Абишевич Назарбаев является последним действующим президентом на Евразийском континенте, который пришел к власти еще во времена Советского Союза. Будучи фаворитом тогдашнего Генерального секретаря, а затем и Президента СССР Михаила Горбачева, он активно участвовал в так называемом Новоогаревском процессе, пытался спасти СССР посредством его реформирования. Однако судьба уготовила ему роль основателя нового государства, которым он руководит почти 30 лет, прошел через семь президентских избирательных кампаний и неизменно получал, как он сам выразился в обращении к народу, «высшие оценки населения». На последних президентских выборах в 2015 году его поддержали 97,75 процента избирателей – результат, непривычный для Запада, но, напротив, очень привычный для Востока, который, как говорил известный герой, «дело тонкое». Казалось бы, ничто не мешало национальному лидеру обеспечить себе еще одну каденцию в 2020 году, однако он принял другое решение.

Несмотря на то, что недавнее заявление президента действительно стало неожиданным, причем не только для внешнего мира, но и для самих казахстанцев, известная подготовка к нему была проделана уже в 2018 году. По инициативе Нурсултана Назарбаева в прошлом году был принят закон о Совете безопасности, согласно которому этот орган является конституционным органом и, по существу, его статус позволяет контролировать и корректировать работу всех ветвей власти. С учетом этого обстоятельства действующая политическая система Казахстана стала в какой-то мере напоминать иранскую, где верховный лидер юридически и фактически является руководителем страны. Но сходство обнаруживается не только с Ираном, но и с куда более близким соседом – Китаем: после ухода с официальных постов идеолога и руководителя китайских реформ Дэн Сяопина он сохранил ключевую позицию в китайской системе власти, также именуясь «лидером нации».

В казахстанской версии функцию ключевого политического института будет исполнять Совет безопасности, который Нурсултан Назарбаев может возглавлять пожизненно.

В своем Обращении к нации Нурсултан Назарбаев специально подчеркнул, что передача власти происходит строго в конституционных рамках. Согласно Конституции страны в случае досрочного освобождения или отрешения от должности президента, а также его смерти полномочия на оставшийся срок переходят к Председателю Сената Парламента; при невозможности Председателя Сената принять на себя полномочия Президента – к Председателю Мажилиса Парламента; при невозможности Председателя Мажилиса – к Премьер-министру республики. Лицо, принявшее на себя полномочия президента республики, слагает с себя имеющиеся полномочия. Таким образом, исполняющим обязанности Президента Казахстана становится спикер Сената Касым-Жомарт Токаев. Он будет оставаться на этом посту до истечения нынешней президентской каденции, то есть до 2020 года. Как сложится конфигурация политических сил на следующих президентских выборах, пока говорить рано.

По поводу кандидатуры Касыма-Жомарта Токаева эксперты практически единодушны: это действительно наиболее авторитетный после самого Назарбаева казахстанский политик за рубежом, которого хорошо знают в Москве (окончил МГИМО), Вашингтоне и Брюсселе. В Пекине он в течение десяти лет работал советником в советском посольстве, изучал китайский язык. Огромный дипломатический опыт позволит ему сохранить равновесие государства в отношениях с мировыми центрами силы и всеми партнерами Казахстана. Для всех групп казахстанской политической и бизнес-элиты Токаев способен стать приемлемой фигурой и, следовательно, сохранить внутриполитический баланс сил в стране.

В своем Обращении к народу Нурсултан Назарбаев специально подчеркнул, что за последние годы его страна достигла больших успехов, особенно в политическом плане. Достаточно сказать, что она появилась на карте мира как самостоятельное государство, которого раньше никогда не существовало. Он подчеркнул, что это современная страна, уважаемый член мирового сообщества. Наблюдатели также обратили внимание на следующие слова Президента: «Люди моего поколения сделали все, что могли. Пусть теперь молодое поколение сделает больше нас». Преемника на посту Президента Касыма-Жомарта Токаева вряд ли можно отнести к молодежи: он относится к поколению 60-летних. Однако слова Назарбаева, по всей видимости, адресованы не только ему, но и тем молодым кадрам, которые уже действуют в политической системе страны, и которые, возможно, придут в нее в ближайшем будущем.


Большинство аналитиков уверены в том, что в российско-казахстанских отношениях никаких существенных изменений не произойдёт: Казахстан заинтересован в развитии экономических, торговых и иных связей с Россией, они являются взаимовыгодными.

Следует отдать должное политической мудрости Назарбаева. Не пытаясь обмануть себя и время, и вопреки выстроенной им же самим властной вертикали, он лично подготовил почву для спокойного перехода власти, контролируя весь этот транзит и стараясь предохранить его от возможных разрушительных процессов в будущем. Утвержденные новые конституционные полномочия Председателя Совбеза превышают президентские, поэтому любой и.о. Президента будет оставаться в зоне его контроля. Между тем сам Назарбаев теперь получает больше возможностей заниматься вопросами стратегического характера, закрепления своего сценария последующего развития Казахстана и его позиционирования на мировой арене. Реализовывать же этот план весь ближайший обозримый период будет его команда во главе с Токаевым. Следует признать, что переходный период выглядит очень грамотно выстроенным.

Для российской элиты решение Нурсултана Назарбаева, похоже, стало полной неожиданностью. Причина проста – у нас серьезно страдает всякая внешнеполитическая экспертиза, которую часто подменяют петушиные бои на телевидении. Что же касается российской общественности, то ее сегодня занимает главным образом вопрос о дальнейших взаимоотношениях наших двух стран.

Большинство аналитиков уверены в том, что в российско-казахстанских отношениях никаких существенных изменений не произойдет: Казахстан заинтересован в развитии экономических, торговых и иных связей с Россией, они являются взаимовыгодными. Среди влиятельных действующих политиков Республики Казахстан нет сторонников разрыва с Россией, все они — реалисты, ценящие выгоду экономической интеграции в рамках Евразийского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС). Вместе с тем есть серьезные основания полагать, что упрочатся и без того интенсивно развивающиеся отношения Казахстана с Китаем, а также с Евросоюзом и Соединенными Штатами, в отношении которых уже принят безвизовый режим. Более того, именно эти отношения – с Западом и США – стоят на первом месте. Вместе с тем Казахстан и до последних перестановок в структурах высшей власти грамотно проводил многовекторную внешнюю политику, и есть все основания полагать, что так будет и впредь.

Источник: газета «Коммуна» |№22 (26870) | Пятница, 22 марта 2019 года

https://communa.ru/politika/vostochnyy-tranzit-vlasti-/
Поделиться
Класснуть