-6°
г. Воронеж

Облачно С Прояснениями, ветер юго-западный 2 м/с.

• Днём небольшой снег, -7°…-6°, ветер юго-западный 3.9 м/с.

• Вечером небольшой снег, -8°…-7°, ветер юго-западный 4.1 м/с.

• Ночью снег, -7°…-6°, ветер юго-западный 3.9 м/с.

• Утром небольшой снег, -9°…-7°, ветер западный 3.5 м/с.

  • $ 66,33
  • € 75,58
22.10.2003 23:00
  • 5639
  • 0
  • 0
Промышленность

Воронежский экскаватор: сквозь годы и трудности

Перемены, вызванные переходом к рыночной экономике, для огромного машиностроительного комплекса, каковым является Воронежский экскаваторный завод, стали рубежом, который заставил всех – от руководителя до рабочего – переосмыслить будущее, свое место в нем и место своего завода. Все, кто остался и кто пришел на предприятие в сложное время, поставили целью создание нового высокоэффективного...

Они дают жизнь экскаваторам


Перемены, вызванные переходом к рыночной экономике, для огромного машиностроительного комплекса, каковым является Воронежский экскаваторный завод, стали рубежом, который заставил всех – от руководителя до рабочего – переосмыслить будущее, свое место в нем и место своего завода.

Все, кто остался, кто пришел на предприятие в сложное время, поставили целью создание нового высокоэффективного производства. В условиях жесткой конкуренции производителей экскаваторной техники, в том числе и мировых лидеров, пришлось осуществить реструктуризацию производства, сориентировать его на выпуск востребованной продукции. Акцент делается на улучшении технических характеристик, комфортности и надежности машин.

В этой ситуации на заводе особо ценится труд опытных высококвалифицированных работников – тех, кто отдал экскаваторному производству 50 и более лет рабочего стажа. Они сегодня первые наставники и советчики.


Вот и начальник механосборочного комплекса – цеха 28 Иван Ходжайса (на снимке – слева) в сложных производственных вопросах всегда может надеяться на помощь станочников-мастеров высокого класса Михаила Котлярова (в центре) и Василия Шишлова.


Воронежский экскаватор:  СКВОЗЬ ГОДЫ И ТРУДНОСТИ

 В эти дни Воронежский экскаваторный завод отмечает 90-летие со дня своего создания

Сегодня экскаватор нельзя рассматривать как машину с ковшом, которая только копает. Современная землеройная техника призвана выполнять массу операций. Нынешний воронежский экскаватор – это до двадцать сменных видов рабочего оборудования (рыхлители для клейких и мерзлых грунтов, гидромолоты, грейферы, двухчелюстные захваты и так далее). За 90 лет существования завода ОАО «ВЭКС» воронежский экскаватор завоевал прочную репутацию производителя высококачественных землеройных машин, стремящегося быть на передовых технологических позициях. И постоянно растущий спрос на экскаваторы ЭО-5225, ВЭКС 30L, ВЭКС20К – свидетельство не только потребительского авторитета, но и признания возможностей коллектива, конструкторов и рабочих, профессионально решать технические задачи.



                                                                           Выходила из цехов «катюша»

 Свой возраст ОАО «ВЭКС» воронежский экскаватор считает с 1915 года. Именно тогда на северной окраине города в чистом поле возникло предприятие, позже прославившееся на весь мир легендарными «катюшами» и могучими экскаваторами.

Тогда, во время первой мировой войны, в Воронеж из Риги была эвакуирована фабрика по производству машин для кожевенной и деревообрабатывающей промышленности акционерного общества «Рихард-Поле». В первые годы на воронежской земле предприятие сохраняло свою специализацию. После национализации, в двадцатые годы здесь также освоили производство паровых котлов и водоочистителей для первых электростанций страны – Каширской и Шатурской. Кстати, в 1922 году заводу присвоили имя Третьего Коммунистического Интернационала (отсюда и стали называть его работников «коминтерновцами»).

В годы первых пятилеток предприятие реконструировали, и оно стало базовым по выпуску оборудования для бурно растущей пищевой промышленности. Здесь осуществлялись гигантские даже по нынешним масштабам проекты. К примеру, по спецзаказу для Красной Армии выпускались автохлебозаводы, полевые мясокомбинаты и даже хлебозаводы-поезда.

Именно «коминтерновцы» в преддверии Великой Отечественной войны, выполняя задание Правительства, первыми в стране в рекордно короткие сроки освоили производство сверхсекретного оружия – реактивных минометов БМ-13 («катюш»). Уже через пять суток после нападения врага на нашу страну две первые боевые установки были отправлены в Москву , а 14 июля 1941 года грозное оружие впервые применили под Ельней, вызвав небывалые потери и панику в рядах противника. «Катюши» завод продолжал выпускать и после того, как в октябре 1941 года был эвакуирован на Урал.

Всего за годы войны «коминтерновцы» изготовили их 1700. Сегодня память об этом увековечена в заводском музее, а также в памятнике прославленной «катюше», возведенной на пьедестал в 1972 году на территории предприятия.

Новая страница в истории завода началась в 1946 году. Получив задание на освоение и выпуск универсальных гусеничных экскаваторов с ковшом, емкостью один кубометр, «коминтерновцы» за полтора года, одновременно с восстановлением предприятия, создали свою первую машину – «Коминтерновец-1».

С 1947 года Воронежским заводом изготовлено свыше 45 тысяч экскаваторов различных модификаций, многие из которых были уникальными. Так, впервые в мировой практике заводские конструкторы создали землеройно-фрезерную машину, незаменимую при строительстве каналов в неосвоенной местности с производительностью до 2 тысяч кубометров грунта в час. Интересная разработка – машина с рабочим оборудованием «стена в грунте» для метростроевцев.

Экскаватор Э-1252Б первым в Воронежской области был удостоен государственного Знака качества (декабрь 1970 года), а за пять лет до этого успехи коллектива по созданию новых, более совершенных землеройных машин были отмечены орденом Трудового Красного Знамени.

В дни юбилея завода исполнительный директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Николай Ельшин призывает коллег и всех воронежцев еще раз с благодарностью вспомнить тех, кто на своем рабочем месте помогал ковать нашу общую победу в Великой Отечественной войне, кто делал технику для восстановления, а затем роста и развития экономики.

Это первые сборщики легендарных «катюш» Александр Брюханов и Борис Тагинцев. Директора разных лет Виктор Черногубовский, Михаил Куракин, Александр Корон, Анатолий Картушин. Главного конструктора Николая Пучерова, под чьим руководством в далеком 1947 году в Воронеже впервые в стране был выпущен экскаватор. За высокие показатели в работе высоких наград были удостоены целый ряд заводчан.

Героями Социалистического Труда стали бригадиры кузнецов Геннадий Анучин, электросварщиков – Анатолий Чернышов, токарь Александр Назаров. А стерженщица Александра Попова увековечена в бюсте, который находится в музее завода в ДК имени Коминтерна. Токарь Николай Попов стал лауреатом Государственной премии СССР. Высшей награды – Ордена Ленина – в разные годы удостаивались директора завода Федор Муратов и Иван Мищенко, токарь Андрей Воронцов, бригадиры слесарей Василий Недосейкин и Анатолий Шерстюков, резчица Екатерина Щекина, фрезеровщик Виктор Литвинов, резьбошлифовщик Игорь Рачинский, электросварщик Иван Мокшин, начальник цеха Николай Пархоменко.


                                                                               Технический директор Александр Жуков.

В музее боевой и трудовой славы ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор заботливо собраны и сохранены важные исторические факты о заводе и его людях.

                                                        В зачете – миллионы кубометров

Ни одна масштабная стройка в стране не обходилась и не обходится без воронежских экскаваторов. Перечислим только самые известные: Байкало-Амурская магистраль, космодром в Байконуре, Волго-Донской канал, или совсем недавняя – автомагистраль «Амур» Чита-Хабаровск. Пожалуй, сегодня уже нельзя даже приблизительно сказать, сколько миллионов кубометров грунта переместили воронежские экскаваторы. Машины работают в разных климатических условиях, на разных континентах.

Когда-то география поставок воронежских экскаваторов превышала полусотню стран. Наши машины, к примеру, работали в Африке на строительстве Асуанской плотины (Египет), в Южной Азии – металлургического комбината в Бхилаи (Индия). Сегодня многие зарубежные партнеры вновь едут в Воронеж. По словам технического директора ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Александра Жидкова, наиболее тесные взаимоотношения развиваются в пределах ближнего зарубежья: Казахстан, Украина, Беларусь. Возобновляются поставки в Узбекистан и Киргизию. В 2004 году отправили две машины в Румынию.

Сегодня на предприятии работа сбытовиков поставлена таким образом, чтобы максимально использовать все возможности для продвижения своей продукции. Это участие в конкурсах, тендерах, возобновление связей. Создана сервисная служба. Там собраны квалифицированные специалисты, которые по требованию клиента готовы выехать в любую точку страны и зарубежья, не допуская простоев техники. Активно ведется работа по созданию баз обслуживания техники на местах.

«Золотой фонд» Воронежского экскаваторного – это кадры: инженерно-технические, рабочие.

– Прежде всего хочу поблагодарить за верность заводу наших ветеранов – высококлассных специалистов, – говорит исполнительный директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Николай Ельшин. – Многие уже более полувека работают в цехах экскаваторного: Николай Горских, Дмитрий Чагин, Василий Шишлов, Иван Веретин и другие. Хотя сегодня и потерян престиж рабочих профессий, но в последние годы приходит на завод и талантливая молодежь. Отметить хотелось бы и инженеров-конструкторов: лауреата конкурса «Инженер года-2004» Алексея Кольцова, Галину Кириченко и других. У нас много ответственных, добросовестных работников. Надеюсь, что нам удастся организовать работу завода так, чтобы использовать их знания, умение и опыт с наибольшей эффективностью.


                                                                           Инженер-конструктор Галина Кириченко.

Учитывая требования рынка экскаваторной техники, на предприятии разработали перспективную программу развития до 2007 года. Акцент в ней сделан на расширение номенклатуры производимой продукции, совершенствование существующего модельного ряда. Завод стал больше выполнять заказов для других предприятий, участвовать в кооперации, включая в работу временно незадействованные мощности. На ВЭКСе изготавливаются крепи для шахт, ходовые тележки для буровых установок воронежского «Рудгормаша» и многое другое.

                                                                          В погоне за прогрессом

 – Новый экскаватор для коммунальных служб, опытный образец которого соберем уже до конца нынешнего года, будет оснащен гидропомпой и сварочным оборудованием. Постоянно идет работа над совершенствованием традиционных машин, используемых в дорожно-строительной и добывающих отраслях, – ставятся задачи делать не только многофункциональную и надежную технику, но и максимально удобную для работы экскаваторщика, – поделился с нами ближайшими производственными планами коллектива технический директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Александр Жидков.

Одну из новых машин мы увидели на заводском дворе – ярко окрашенная, с фирменными ярлыками, машина танцевала под руководством опытного экскаваторщика. В кабине уютно, кондиционер, не чувствуется привычного для такой техники запаха машинного масла. Работать можно в белой рубашке.

Побывал недавно Александр Михайлович на некоторых крупных предприятиях России, которые всегда были в числе потребителей продукции экскаваторного завода. Работают наши машины, изготовленные 10-15 и более лет назад, да ещё как! Что далеко ходить, на строительных площадках Воронежа большинство экскаваторов – нашего же «ВЭКСа». Многие готовы воронежскую технику приобретать, да не все предприятия, брошенные сегодня в пучину рыночных отношений, в состоянии это сделать.

Да и потребитель ныне стал разборчивее. Гораздо больше, чем когда-либо, на ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор делают машины под заказ, оснащая специальным оборудованием. «Работа, конечно, интересная, но сложная», – признавались нам на заводе. К примеру, для горно-обогатительных комбинатов Белгородской области собирают сегодня экскаватор с… подъемной кабиной. Такой нужен для погрузки-выгрузки железнодорожных вагонов.


                                                                        Оператор станков с ЧПУ Валерий Быков.

Сегодня на рынке экскаваторной техники много отечественных и импортных конкурентов. Но многолетний опыт работы коллектива, мощная производственная и кадровая базы являются той основой, с которой, хочется верить, начинается новая страница истории завода, страница возрождения, страница гордости за то, что в столице Черноземья есть Воронежский экскаваторный завод.

Дмитрий ДЕНИСЕНКО. 

Фото Елены ЛЕСНЫХ.




Плюсануть
Поделиться
Класснуть