16.04.2019 11:00
  • 525
  • 0
  • 1

Смысл «мусорной реформы»: разделять и платить по факту

16.04.2019 11:00

Выгоднее не сваливать весь мусор в один контейнер. Люди это поймут, когда увидят, что по факту за вывоз  отходов они платят меньше.

Смысл «мусорной реформы»: разделять и платить по факту Площадки, подобные этой, обустроенной на Средне-Московской улице Воронежа, позволяют вести раздельный сбор ТКО. Фото Михаила Вязового.

Аналитика | С 1 января нынешнего года в России существенно изменились правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Воронежская область стала одним из самых активных участников продвижения реформы в жизнь.

Реформа мусорной отрасли началась для того, чтобы сократить число свалок, сделать рынок прозрачным и цивилизованным. Согласно целевым показателям национального проекта «Экология» доля обрабатываемого мусора к 2024 году должна увеличиться с 12 до 60 процентов, а перерабатываемого – с семи до 36 процентов. Изначально реформа не предполагала повсеместный переход на раздельный сбор мусора, однако в конце января 2019 года вице-премьер Алексей Гордеев назвал переход на раздельный сбор отходов первоочередной задачей до конца нынешнего года. И Минприроды РФ уже готовит предложения по внедрению раздельного сбора мусора в России, начиная с мегаполисов, информирует tass.ru.

Анатолий ХРУСТАЛЁВ


г.Воронеж

Законодательная база только формируется

Про раздельный сбор мусора в нашей стране уже давно ведут речь активисты «зелёных» движений и общественники. В других странах сортировка отходов как на уровне производственных компаний, так и на бытовом давно налажена и чётко работает. В нашей стране фактически не существует ни логичной и работающей законодательной базы, ни механизмов внедрения и управления раздельным сбором отходов, сообщает сайт ecopromcentr.ru. Внедрение такого механизма обращения с ними – дело долгое, затратное, сложное. Один вопрос «готово ли население проводить раздельный сбор мусора?» чего стоит! Гораздо проще вывозить отходы на мусорные полигоны или мусоросжигательные заводы. Но при таком раскладе говорить о разумном или цивилизованном подходе к решению проблемы не приходится.

Гринпис, ратующий за раздельный сбор отходов, составил рейтинг доступности раздельного сбора мусора в нашей стране.

Он учитывал соотношение численности населения и числа контейнерных площадок для сбора вторичного сырья (хотя бы одного контейнера для вторсырья). Если смотреть в целом по стране, только 14,5 процента жителей городов могут разделять мусор в разные контейнеры, при этом на сортировку уходит около девяти процентов ТКО (в Европе этот показатель стремится к 42 процентам). Чему тут удивляться, если долгое время даже само понятие «раздельный сбор» в России было вне законодательных формулировок. Лишь в 2017 году в основном законе об отходах – Федеральном законе № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ – появились соответствующие термины и полномочия у органов власти.

В пункте 19 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года, приведена ссылка на законодательство, регламентирующее обязанность раздельного сбора ТКО. Однако такого законодательства в РФ на сегодня нет. Есть только право разделения отходов при желании и по инициативе потребителей. Пункт 20 Правил говорит о законе, устанавливающем порядок накопления ТКО. Такие законы являются региональными нормативными актами и уже начали приниматься повсеместно по всем субъектам РФ.

С внедрением мусорной реформы Роспотребнадзор тоже готов поменять свою нормативную базу. В общем, в стране только начинает формироваться законодательная база для регулирования раздельного сбора отходов. Некоторые регионы лишь формально издают подзаконные акты, но на деле не занимаются внедрением раздельного сбора. Другие же решительно настроены включаться в работу, и их местные документы носят более детализированный характер.

Воронежский кластер – самый крупный

По всему видно, что к решительным относится Воронежская область. Так, с 1 января нынешнего года в регионе начал работу крупнейший оператор по обращению с отходами Воронежской области ОАО «Экотехнологии». Компания отвечает за вывоз и утилизацию мусора с территории областного центра и ещё восьми соседних районов, где проживают около 1,3 миллиона человек. Территориальная схема обращения с отходами – главный в этом вопросе документ региона. Для успешной реализации федеральных экологических установок эта схема разработана первой в стране и признана образцовой. Согласно документу весь регион разделён на восемь межмуниципальных кластеров.

Воронежский кластер стал пилотным и самым крупным. В него входят города Воронеж и Нововоронеж, а также Семилукский, Хохольский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Репьёвский, Каширский и Рамонский районы. Воронежский кластер охватывает 56 процентов жителей области и 58 процентов отходов, образованных на территории Воронежской области. Воронежский кластер в год производит 965 тысяч тонн ТКО. А мусоросортировочный завод (МСЗ) ОАО «Экотехнологии» (первый по мощности в регионе и один из крупнейших в России, расположенный на территории Девицкого сельского поселения Семилукского района) способен перерабатывать 440 тысяч тонн ТКО в год при работе в одну смену. Чтобы понять, много ли это, можно представить себе, к примеру, 80-тысячное стадо слонов или 16 тысяч товарных вагонов. При работе же завода в две смены весь мусор, образующийся в кластере, будет проходить через сортировку. А далее что? Потребителем продукта МСЗ являются предприятия по переработке вторсырья. Здесь польза налицо. Из 110 пластиковых бутылок, например, можно получить один пластиковый стул, из одного килограмма газет – десять рулонов туалетной бумаги, а из 700 алюминиевых банок выйдет один детский велосипед. Эта информация, может быть, хоть немного подтолкнёт нас к осознанию необходимости раздельного сбора ТКО, к пониманию пользы от этого.

Как раз об этом в конце марта и шла речь на X Международном форуме «Экология». Советник генерального директора АО «Аргументы и факты», руководитель проекта «Экология России» Николай Терещенко говорил о важности информационной политики: «Прежде чем что-то внедрить, нужно население к этому подготовить, то есть нарисовать чёткую понятную картину того, зачем это вообще всё делать. К сожалению, никакой трансляции прошлого опыта на федеральном уровне сейчас нет. Необходимо выносить этот опыт через СМИ. Это нужно поднимать на вершину и в организационном, и в информационном плане». Эти мысли поддержала Марина Бахтина, экоактивистка из Сергиева Посада: «Необходимо просто восстановить систему приёмных пунктов стеклотары, макулатуры, использованных тканей и так далее, куда бы население могло сдавать вторсырье. Люди за небольшие деньги сами принесут вторсырье на переработку».

«Мы сегодня боремся со следствиями, а не с причиной мусорного кризиса, и это приводит к негативному развитию. Угрозой является потеря уже ранее созданной инфраструктуры и проблема в виде отсутствия массового информирования и просвещения на федеральном уровне», – рассказывает Татьяна Честина, председатель правления движения «ЭКА». Она выделила несколько рекомендаций для устранения угроз и проблем с мусорным кризисом: «Экономические стимулы для населения; массовое вовлечение населения в раздельный сбор отходов; переход к концепции «ноль отходов». А Гала Сергеева, партнёр проекта «Искусство ради экологии», рассказала об очень интересном проекте, который направлен на правильную мотивацию общества: «За отходы люди получали билеты в театры, музеи, на концерты и многое другое. За 28 дней мы собрали десять тонн бытовых отходов. Это была пилотная версия проекта, мы посмотрели на реакцию людей». Сделан главный вывод, сообщает aif.ru: раздельный сбор отходов жизненно необходим.

Люди должны убедиться в выгоде

О том, что Воронеж уже активно переходит на раздельный сбор мусора, рассказала руководитель департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области Галина Смирнова. Она подчеркнула, что такой переход – важнейшая часть реформы обращения с ТКО. Почти 30 управляющих организаций заключили соглашения на вывоз пластика, и рядом с многоквартирными домами в областном центре устанавливаются сетки или дополнительные контейнеры для его сбора. Пока будет выделяться только эта полезная фракция. В дальнейшем речь будет идти о трёх фракциях: пластике, сухих и мокрых отходах. Мокрые станут складывать на полигонах ТКО, а сухие – поступать на мусоросортировочный завод, о возможностях которого мы сказали выше. Предполагается, что переход к раздельному сбору сократит плату населения за вывоз ТКО, ведь тариф за захоронение на полигоне для сухих отходов и пластика учитываться не будет.

Более того, управляющая организация может принять решение о выделении других полезных фракций, например, стекла, и деньги от их реализации будут поступать в распоряжение жителей многоквартирного дома. Всё это направлено на изменение менталитета воронежцев. «В один момент это сделать нельзя, – высказывала мысль Галина Смирнова. – Мы можем поставить отдельные контейнеры для других полезных фракций, но для этого люди должны понять, что им выгоднее их отбирать, а не сваливать весь мусор в отдельный контейнер. Понятно это станет тогда, когда они увидят, что по факту за вывоз отходов платят меньше.

Источник: газета «Коммуна» | №29 (26877) | Вторник, 16 апреля 2019 года


https://communa.ru/analitika/smysl-musornoy-reformy-razdelyat-i-platit-po-faktu-/
Поделиться
Класснуть