г. Воронеж

Пасмурно, ветер юго-восточный 4.5 м/с.

• Днём пасмурно, +1°…+2°, ветер юго-восточный 5,4 м/с.

• Вечером пасмурно, 0°…+1°, ветер юго-восточный 5 м/с.

• Ночью пасмурно, -2°…-1°, ветер юго-восточный 4.6 м/с.

• Утром пасмурно, +2°…+2°, ветер юго-восточный 5,4 м/с.

  • $ 75,85
  • € 90,46
19.03.2019 15:03
  • 1198
  • 0
  • 0

Уличной торговле дают «зелёный»

19.03.2019 15:03

Что же происходило с нестационарной торговлей в последнее время, и готовы ли на местах к перезагрузке этого формата продаж?

Уличной торговле дают «зелёный» Уличная торговля позволяет людям заработать на хлеб, что актуально круглый год. Фото Ангелины Гавриловой (архив «Коммуны).

Аналитика | Отмашку на реабилитацию и реанимацию введённых в «искусственную кому» работающих в этой сфере индивидуальных предпринимателей сделал Минпромторг. И в Воронеже уже отреагировали на «добро» из Москвы

Законопроект о нестационарной и мобильной торговле Минпромторг РФ внёс в Госдуму в конце прошлого года. Речь идёт о возвращении на улицы городов малоформатных торговых объектов. Разработчики предполагают, что закон будет принят уже в этом году, сообщает «Российская газета» (Экономика Центрального округа).

Анатолий ХРУСТАЛЁВ


г.Воронеж

Рычаг, испытанный временем

Эта новость пробудила в памяти нынешних пенсионеров события «лихих девяностых», когда улицы российских городов выглядели как бесконечные барахолки. Но как раз они, эти самые барахолки, были едва ли не единственным источником, позволявшим очень многим людям выжить, заработать на кусок хлеба.

Затем жизнь изменилась, и эти картинки с улиц городов рассеялись, как дым. Уличная торговля приобрела более цивилизованные формы. Но последние несколько лет местные власти (явно по команде, в своё время прозвучавшей сверху) упорно ведут кампанию по сносу нестационарных торговых объектов (НТО) – ларьков, киосков и т.д. И продолжают её вести. Несмотря на то, что благосостояния людей эти меры никак не улучшают. Наоборот, многие жители лишаются возможности сводить концы с концами. Для снижения уровня бедности в стране нет должного роста экономики, вот и взялись вновь за другой, испытанный временем, рычаг – стимулирование индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере нестационарной и мобильной торговли. О чём и свидетельствует нынешняя инициатива Минпромторга. Как бы то ни было, взятый новый старый курс обещает принести положительные изменения в жизнь россиян.

Так что же происходило с нестационарной торговлей в последнее время, и готовы ли на местах к перезагрузке этого формата продаж?

Бурные страсти и перезагрузка

Самым первым «звоночком» для мелких торговцев стал запрет на продажу пива в ларьках, что сильно ударило по оборотам их владельцев, пишет «РГ». Потом из палаток исчезли сигареты, сделав этот бизнес ещё менее рентабельным. А затем нестационарные торговые объекты (НТО) начали убирать с улиц. Так, в Калуге городская управа в феврале 2014 года разослала предпринимателям уведомления о расторжении договоров аренды земельных участков и о сносе ларьков, павильонов, палаток. В соседней Туле, как и в Калуге, предприниматели активно протестовали несколько лет назад, когда мэрия начала расторгать с ними договоры аренды. Тем не менее всё, что не вписывается в созданную схему размещения торговых точек (это более тысячи палаток), власти постепенно демонтировали. Сегодня бурные страсти утихли, а торговые точки в шаговой доступности видоизменились и всё же остались.

В Рязани развитие малоформатной торговли городские власти считают одним из своих приоритетов. Запрет реализации алкогольной продукции и табачных изделий в уличных киосках здесь не привёл к сокращению количества НТО. Их внешний вид начали приводить в порядок в соответствии с едиными архитектурными требованиями, установленными ещё в 2012 году. А в 2017-м правительство Рязанской области разработало нормативы обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов. Места в соответствии с нормативами выделены, но примерно треть из них пока не задействована. Так что развиваться есть куда. И бизнес предложением пользуется. Так, количество точек мелкорозничной торговли в Рязани не только не сократилось, но и выросло – в прошлом году их стало на 48 единиц больше.

В Воронеже массово сносить, как говорят в народе, «ларьки» начали в 2016 году. Тогда как раз истёк срок действия схемы размещения НТО, и в силу вступил новый документ. Город сразу разделился на два лагеря. В первый, например, вошли представители малого бизнеса, которые были уверены, что все это лишь хитрый способ заставить их платить аренду за места в ТЦ. Конечно, тут речь идёт о больших расходах. Также против сноса были те, кто привык, что у него под боком стоит удобный павильон. Оппоненты из второго лагеря утверждали, что киоски только портят облик города, и, несомненно, тоже были правы. В любом случае обновление началось и продолжается до сих пор. «В 2016 году было демонтировано 535 объектов, в 2017-м – 496 НТО. Динамика и показатели по демонтажу сохранились на прежнем уровне», – прокомментировал ситуацию руководитель управления административно-технического контроля Максим Яровой.

Только с января по сентябрь прошлого года в Воронеже демонтировали 184 НТО, установленных без разрешительной документации. Такие данные приводил руководитель городского управления административно-технического контроля Максим Яровой на совещании в мэрии областного центра 19 октября. В городской администрации и сегодня продолжают бороться с нестационарными торговыми объектами, которые стоят в городе незаконно. Напомним, «адептом» борьбы с НТО, у которых нет разрешительной документации, был бывший вице-мэр Алексей Антиликаторов. Но ныне эти действия уже ставятся под вопрос.

Почему ставятся? Частично на этот вопрос, по информации «РГ», ответил заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов: «В регионах малые форматы сохранились, особенно в небольших населённых пунктах, где торговым сетям работать невыгодно. Но зачастую наличие палаток зависит от личных предпочтений главы соответствующего муниципалитета. Там, где есть нормальное отношение к торговле, нестационарные и развозные форматы развиваются. Потом может прийти другой глава и принудительно все убрать. Именно поэтому для защиты прав предпринимателей мы и разработали законопроект, который совершенствует правовое регулирование организации нестационарной и развозной торговли. Чтобы закрепить необходимые гарантии их деятельности».

Козырь – новые рабочие места

Кроме того, Виктор Евтухов чётко сформулировал плюсы разработанного законопроекта: «Наши крупные торговые сети занимают 30-40 процентов рынка. Но сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов. Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с зарубежным опытом, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. А малая нестационарная розница – важнейший формат торговли, он существует везде. Со вступлением закона в силу одних только автолавок может появиться не менее 50 тысяч. Это дополнительная загрузка автопрома. Вдобавок инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей. Плюс будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура. Малая нестационарная розница даёт рабочие места не только в торговле, но и в смежных сферах. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест».


Для снижения уровня бедности в стране нет должного роста экономики, вот и взялись вновь за другой, испытанный временем, рычаг – стимулирование индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере нестационарной и мобильной торговли.

Как в Воронеже сегодня обстоят дела с развитием розничной торговли? По информации руководителя управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Людмилы Бородиной, прозвучавшей на планёрке в мэрии в докладе об итогах работы управления в прошлом году, за 2018 год оборот розничной торговли увеличился на три процента и составил 335,2 миллиарда рублей, в том числе на городских рынках и ярмарках – 21 миллиард рублей, из которых восемь миллиардов рублей приходится на долю сельскохозяйственной продукции.

В 2018 году прирост торговых площадей составил почти 75 тысяч квадратных метров, введено в эксплуатацию более 150 торговых объектов, создано около одной тысячи новых рабочих мест, работало 49 ярмарочных площадок (это около четырёх тысяч торговых мест) и пять розничных рынков (более трёх тысяч торговых мест), проведено 13 аукционов по продаже права на размещение торговых объектов на сумму более 27 миллионов рублей. «Проведено пять сельскохозяйственных ярмарок с участием воронежских производителей, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. В городе организована 6-я ярмарка лёгкой промышленности. По результатам работы в 2018 году Воронеж признан лучшим торговым городом в рамках конкурса, проведённого Минпромторгом», – напомнила Людмила Бородина.

Остались вопросы: «Есть ли вклад кампании по сносу НТО в рост розничной торговли? Какими оказались затраты на эту кампанию? И кому она оказалась выгодна?» Ответы на эти вопросы особенно актуальны в свете намерения Минпромторга вернуть в регионы мобильные торговые точки. В связи с этим, думается, в Воронеже всё-таки произойдёт переоценка отношения и к торговым палаткам, ларькам. И, судя по всему, этот процесс уже начался. Так, администрация городского округа провела публичные обсуждения проекта постановления «Об утверждении Положения о порядке размещения мобильных торговых объектов». Сделано это потому, что в настоящее время в Воронеже мобильная торговля не имеет чёткого правового статуса. При этом она является одним из наиболее перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса в России. Вот как раз для легализации и развития таких форм торговли, как автокафе, велокафе, специализированные автолавки, другие интересные мобильные торговые объекты, администрация и разработала проект постановления, регулирующий права и обязанности предпринимателей при осуществлении мобильной торговли.

Для читателей «Коммуны» приведём интересные факты, изложенные в пояснительной записке к проекту. Например, такие. Территории размещения мобильных объектов будут ограничены Ленинским, Центральным и Коминтерновским районами по той причине, что мобильная торговля только начинает внедряться в структуру потребительского рынка. А в перечень специализаций мобильных торговых объектов, допустимых для реализации на территории городского округа, входят: мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, цветы, печатная продукция, быстрое питание (готовая еда), кофе, кофенапитки, овощи–фрукты, рыба и морепродукты, непродовольственные товары. В общем, реанимация нестационарной и внедрение мобильной торговли начались.

К СЛОВУ
За последние пять лет почти каждый пятый киоск по продаже печатной продукции в России был закрыт или снесён (из доклада председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества и массовых коммуникаций А.А.Малькевича. 12 марта 2019г.).

Источник: газета «Коммуна» |№21 (26869) | Вторник, 19 марта 2019 года

https://communa.ru/analitika/ulichnoy-torgovle-dayut-zelyenyy/
Поделиться
Класснуть