34°
г. Воронеж

Ясно, ветер восточный 2.9 м/с.

• Днём ясно, +33°…+35°, ветер восточный 4,3 м/с.

• Вечером ясно, +25°…+34°, ветер восточный 2,6 м/с.

• Ночью ясно, +21°…+24°, ветер восточный 2,4 м/с.

• Утром ясно, +22°…+33°, ветер восточный 3,7 м/с.

  • $ 73,19
  • € 86,89
05.05.2021 12:00
  • 3293
  • 0
  • 1

Все СМИ хороши, кроме скучных

05.05.2021 12:00

В День советской печати, 5 мая, декан журфака ВГУ Владимир Тулупов – о советских СМИ, профессиональном сообществе и современной журналистике

Все СМИ хороши, кроме скучных

Говорят, что наш менталитет определяют любовь к прошлому, неприятие настоящего и боязнь будущего. Может, оно и так, но когда я пришёл в журналистику, то всё, кажется, было наоборот: полвека назад коллеги в большинстве своём достаточно критически относились к некоторым периодам нашей истории, принимали в целом настоящее и верили в светлое будущее.

Тогда в областных центрах печатные СМИ, как правило, размещались в домах печати, к которым примыкали типографии, и это, конечно, объединяло профессиональное сообщество. Каждая редакция располагалась на отдельном этаже, каждый отдел – в отдельной комнате. Этакие фабрики по производству массовой информации. Всё было солидно, серьёзно: помню, какую гордость и ответственность ощутил я, студент, получивший редакционное удостоверение внештатного корреспондента отдела писем. Кстати, работа с почтой – хорошая школа! Ведь она порой требует долгого и тщательного разбирательства, в том числе с документами, встреч с автором, официальными лицами – что-то из основ расследовательской журналистики на бытовом материале.

Редакций было немного, и потому в них концентрировались лучшие журналистские силы. Уровень профессиональной конкуренции был высок. Люди, мечтавшие связать свою судьбу с работой корреспондента, рассматривали свою миссию как общественную. «Служить народу!» – эти высокопарные слова не произносились, но однозначно подразумевались. Да, первые страницы отдавались под пропагандистские публикации, но и их старались сделать читабельными. Помню, на одной из планёрок в «молодёжке» возникла мысль готовить «передовицы» заранее и делать их не сугубо директивными, а по-настоящему проблемными. И получилось! От каждого отдела во вторниковский номер стали поступать публикации, которые сегодня могли бы появляться на полосе «Мнения» или под рубрикой «Авторская колонка». По жанру это были мини-статьи, комментарии и даже эссе.

В своё время я был редактором информационно-рекламного еженедельника, который в киосках держали под прилавком и продавали с нагрузкой. Думаю, его популярность была связана с тем, что мы угадали с форматом «семейной домашней газеты». Читатели были перекормлены агитацией и пропагандой – им не хватало обычной житейской информации, доверительного диалога. В 1990-х годах, когда чуть ли не поголовно новые издания стали приобретать именно такой вид, эта идея девальвировалась. И сегодня, уверен, ощущается большая потребность в выпуске качественных общественно-политических СМИ. Возможно, это скрытая, но объективная потребность: посмотрите, как падают тиражи изданий, в которых прослеживается мощное влияние владельца – учредителя, издателя, спонсора и т.д. Конечно, есть газеты «правильные», но как же они порой скучны! Изменилось информационное пространство, изменился читатель, зритель, слушатель, а журналисты действуют либо по старинке, либо сугубо подражательски – на западный манер (без учёта менталитета аудитории, традиционных читательских предпочтений).

Что же касается медиааудитории, то её надо обучать, приучать, воспроизводить. Это сложная комплексная задача. Прежде – во времена «самой читающей страны» – существовала журналистика для детей, юношества и молодёжи (то же было и в художественной литературе, в кино, в театре), и аудитория росла со своими газетами и журналами. От «Весёлых картинок» и «Мурзилки» переходила к «Пионерской правде» и «Пионеру», затем – к «Ровеснику», «Студенческому меридиану» и «Комсомольской правде». То же нередко происходило и с журналистами, начинавшими в детско-юношеской печати и выраставшими до крупных областных, краевых или центральных СМИ. Конечно, пресса переживала разные времена, но двухсоттысячные тиражи областных изданий говорят сами за себя.

Фото из личного архива Владимира Тулупова. 

Владимир ТУЛУПОВ
https://communa.ru/analitika/vse-smi-khorosho-krome-skuchnykh/
Поделиться
Класснуть