-8°
г. Воронеж

Ясно, ветер северо-западный 6 м/с.

• Днём небольшой снег, -9°…-7°, ветер северный 3.6 м/с.

• Вечером небольшой снег, -13°…-10°, ветер северо-западный 2.2 м/с.

• Ночью ясно, -16°…-14°, ветер западный 1.9 м/с.

• Утром небольшой снег, -10°…-8°, ветер северный 3.4 м/с.

  • $ 65,51
  • € 74,33
03.09.2018 18:22
  • 781
  • 0
  • 0
Экономика

Майские указы. С интервалом в шесть лет

За последние шесть лет примерно 8 процентов создававшегося в стране ВВП экспортёры регулярно не возвращали в страну.

Мнение учёного

Перечитывая сегодня указы, подписанные Президентом РФ Владимиром Путиным 7 мая 2012 года, нельзя не отметить общественную ценность их замысла и реалистичность возможностей их выполнения.

Исаак ЗАГАЙТОВ,


доктор экономических наук,
профессор Воронежского аграрного университета

В самом деле. После преодоления традиционного для капиталистической экономики циклического кризиса 2008-2009 годов по общему объёму производства ВВП наша страна в 2012 году приблизилась к показателям 1989 года, когда РСФСР занимал третье место в мировой экономической табели о рангах.

Поэтому естественно, что Президент новой России мог признать не только желательным, но и вполне реальным ориентиром – вывести страну, измученную либерально-рыночными реформами, на пятое место в мире уже в 2018 году.

Главное, что для этого требовалось – увеличить темпы роста ВВП до уровней, заметно превышающих средние показатели ведущих зарубежных стран. С опорой в основном на повышение производительности труда к 2018 году примерно в полтора раза, то есть ежегодно около шести процентов.

Вполне логично предполагалось, что этого можно будет достигнуть за счет создания 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест, использованием на инвестиционные цели до 27 процентов от суммы ВВП и повышением реальной зарплаты в народном хозяйстве примерно в 1,4-1,5 раза.

Как видим, в макроэкономическом измерении основная цель майских указов была вполне научно обоснована, и позднее Владимир Путин специально подчеркивал: «Мы взяли на себя большую ответственность перед гражданами и должны работать без ссылок на сложности и внешние ограничения».

Прошло шесть лет. За эти годы ВВП РФ увеличился не в полтора раза, а на три процента, производительность труда показала рост в среднем за год не шесть процентов, а 0,7 процента, реальная зарплата тоже возросла, но не в 1,4-1,5 раза, а на четыре процента. Пока что отсутствует информация о динамике численности высокотехнологичных рабочих мест. Но известны итоги изменения геоэкономического положения России – в мировом рейтинге производителей ВВП она опустилась на несколько ступенек в сравнении с 2012 годом.

Причина такого исхода получает рациональное объяснение, как только, обратившись к официальной статистике, мы узнаём, что в РФ инвестиции в прирост основных фондов в настоящее время не только не достигли предусмотренных в указах Президента 27 процентов от суммы ВВП, но и, наоборот, за последние шесть лет снизились с 21 до 16 процентов.

Нет инвестиций – нет технико-технологического прогресса, нет роста производительности и оплаты труда, нет повышения независимости страны от прихотей зарубежных претендентов на эксплуатацию природных и трудовых ресурсов России.

Но почему не выросли, а сократились наши инвестиционные ресурсы? Причина известна – правительство Дмитрия Медведева последовательно осуществляло либерализацию внешнеэкономической деятельности и свёртывало систему контроля за возвратом в страну экспортной выручки.

В итоге за последние шесть лет примерно восемь процентов создававшегося в стране ВВП экспортёры регулярно не возвращали в страну. А этой суммы вполне достаточно, чтобы в полтора раза увеличить поступления в Пенсионный фонд, одновременно заметно нарастив отечественный инвестиционный потенциал экономического и социального развития.

Именно это, а не «сложности и внешние ограничения» стали главной причиной неисполнения реалистически поставленных Президентом научно обоснованных концептуальных положений майских указов 2012 года.

Поскольку основные положения этих указов остались нерешенными, 7 мая 2018 года Президент был вынужден, по существу, те же задачи поставить повторно. Прежде всего, в том, что касается необходимости за следующие шесть лет добиться прорывных темпов роста производства и на основе радиального повышения нормы инвестиций всё-таки выйти на пятое место в мире по объёму ВВП. Логично полагая, что благодаря такому росту производства удастся обеспечить существенное повышение доходов, увеличить продолжительность жизни населения, сократить бедность в два раза.

Проблема одна – эти основополагающие показатели нужно уберечь от судьбы их аналогов, известных по майским указам шестилетней давности. Главное в этой связи – не наступить на старые грабли образца 2012 года, когда управление решением задач восстановления экономической мощи страны и роста благосостояния её народа было доверено обещавшим, но не желавших поставленные задачи выполнять.

Не желавших выполнять потому, что их врождённое пренебрежение к нуждам наивно доверчивых сограждан и к высшим интересам страны в течение многих лет не встречало должного отторжения.

Вот и сегодня настораживает, что руководство реализацией майских указов 2018 года будет в руках тех, кто превратил в несбывшиеся хорошие намерения майских указов 2012 года.

Основание для таких опасений, в частности, тот факт, что экономический блок правительства Дмитрия Медведева уже пообещал реализацию предусмотренного последними майскими указами прорывного роста народного хозяйства осуществить путём грядущего двухлетнего застоя, но достижением в 20212024 годах темпов роста ВВП – выше нынешних темпов коммунистического Китая.

Последнее, это задача явно нереальная для страны, правительство которой упрямо боится государственного регулирования хозяйственной деятельности, трогательно заботится о нуждах финансовой олигархии, настаивает на свободе невозврата экспортной выручки, тихо благословляет биржевые спекуляции и многозвенное паразитарное посредничество.

И при всём этом еще больше, чем в предыдущие шесть лет, приземляет сужение потенциала общественного прогресса ползучим ростом НДС и тарифов, акцизов на товары массового спроса, сохранением плоской шкалы подоходного налогообложения, изменение которой (по опыту США и Западной Европы) могло бы полностью снять проблему дефицита доходов Пенсионного фонда.

Тогда появились бы возможности выполнения майских указов Президента с помощью популярных реформ, а не повышением пенсионного возраста, непубличной целью которого реально является усиление конкуренции на рынке труда, снижение цены труда и рост нормы его эксплуатации. С умолчанием, что это обязательно как минимум на пять-восемь лет углубит демографический кризис.

Вывод таков, что, объективно оценивая уроки майских указов 2012 года, в целях успешной реализации остро необходимых стране обновлённых и вновь рассчитанных на шесть лет майских 2018 года указов Президента, при подборе персонально ответственных за организацию исполнения этих указов нужно исходить из понимания – «рождённый ползать летать не может».

В этой связи последний пример. Те чиновники самого высокого ранга, которые сообщали Президенту, что небольшое повышение подоходного налога на сверхбогатых даст стране всего 75-120 миллиардов рублей (шесть дней суммарных расходов Пенсионного фонда), не смогли объяснить – этих средств было бы вполне достаточно, чтобы, не затрагивая государственный бюджет, обеспечить нынешними пенсиями дополнительно 500 тысяч пенсионеров по старости. И это при том, что с учетом нынешнего коэффициента смертности пенсионеров прирост их общей численности в 2019 году не превысит 350 тысяч человек.

Источник: газета «Коммуна» | № 68 (26815) | Вторник, 4 сентября 2018 года

Плюсануть
Поделиться
Класснуть