-1°
г. Воронеж

Ясно, ветер западный 5 м/с.

• Днём пасмурно, +2°…+3°, ветер западный 6,5 м/с.

• Вечером пасмурно, +1°…+2°, ветер северо-западный 6,8 м/с.

• Ночью пасмурно, 0°…+1°, ветер западный 3,7 м/с.

• Утром облачно с прояснениями, -1°…+1°, ветер юго-западный 5,4 м/с.

  • $ 66,7
  • € 75,24
11.02.2019 18:32
  • 84
  • 0
  • 1
Культура

Ещё один «Кирпичик» в стене

Поиски и находки | Жизнь эсера Бориса Савинкова после его гибели на Лубянке стала для театра запретной темой.

Ещё один «Кирпичик» в стене Работники искусств Борисоглебска. Фото из журнала «Вестник работников искусств», 1925 год.

Виталий ЧЕРНИКОВ


(Продолжение. Начало в №№ 8, 9)

«Нашумевшая пьеса» «Последнее танго», поставленная «для первого выхода артистки Людмилы Михайловны Позен», вероятно, заинтересовала горожан не в меньшей степени:

«1. Жертва матери
2. Мать и дочь<->соперница
3. Человек-зверь
4. Танго смерти».

Артист Иларий Казимирович Глушарин свой первый выход на борисоглебскую сцену сделал в спектакле «Праздник крови» – пьеса была написана по роману Войнич «Овод». Изучая архивное дело с материалами по гастролям, нетрудно заметить: ленинградцы делали в своих анонсах особый акцент на семейной проблематике – понимаемой, правда, своеобразно. После «Овода» ансамбль драмы и комедии обратился к «одному из последних произведений известного писателя Винниченко» «Право матери (Закон)», сюжет которого в изложении выглядит так:

«Ужас аборта
Западня любви
Проклятие матери
Голос крови».

Несколько позже была показана «Анна Каренина», содержание которой излагается в сходном стиле. Афиша обещала: «По ходу пьесы в 5 акте <– >движущийся по полотну жел. дор. поезд».

4 июня вместо театрального представления в Нардоме провели публичный диспут с участием прибывшего из Москвы одного из лидеров обновленческого движения в Православной церкви, митрополита Александра Введенского на тему «Христос и Антихрист». У борисоглебцев был выбор, куда пойти: одновременно в железнодорожном саду Ленинградский ансамбль Драмы и комедии под управлением Н.Т.Молотова представил пьесу Л.Урванцева «Волк», а часом раньше в городском саду любители из 2ВШЛ (военной школы лётчиков) начали показ гоголевской «Женитьбы».

Отмечу многословие афиш того времени. Мало того, что у спектакля «Звени, бубенчик мой, звени» имеется подзаголовок «История об одном шуте» – этого разъяснения тому, кто придумывал рекламу, показалось недостаточным. Тут же сообщается, что в Театре-Нардом будет показана «исключительная постановка – трагедия в 4 д<ействиях> с прологом Ритнера из времён средневековья, послужившая сюжетом знаменитой песенки В.Хенкина», затем приводятся строки из этой песенки:

Жил при дворе у короля
И у прекрасной королевы
Весёлый шут; король любил
В досужий час его напевы…

Сохранился и вариант рекламы, где текст можно прочесть целиком. Как видим, случай с «Кирпичиками» не был уникален. Это как если бы сейчас потребители схавали телесериал, сделанный из хита Светланы Лободы… Хотя критиковать вкусы довольно бедно живших в Борисоглебске и окрестностях людей (в уезде стремительно росло число безработных), признаюсь, не очень хочется.

На волосок от смерти

Одним из хитов сезона должен был стать спектакль «Себя казнивший (Конь вороной)» – пьесу из жизни Бориса Савинкова, одного из лидеров партии эсеров, активного борца с большевизмом представляли как «сенсационную новинку». Савинков погиб в мае 1925 года в здании ВЧК на Лубянке при неясных обстоятельствах: по официальной версии, выбросился из окна пятого этажа во двор, воспользовавшись отсутствием оконной решётки, что и обыгрывается в названии постановки. Когда в ноябре в Борисоглебске работал коллектив из Ленинграда под руководством Н.И.Саулиди, в его репертуаре первоначально значилось то же название. Однако из машинописи, поданной туда, где принимали окончательное решение, оно вычеркнуто. При этом как минимум один раз гастролёры пьесу анонсировали без указания даты и после – видимо, надеясь на что-то. Но к декабрьскому анонсу очередного спектакля добавлено объявление от администрации: пьеса «по цензурным условиям снята с репертуара». Получается, уже к осени тема, что дозволялась на сцене недавно, стала запретной. Напомню: другая пьеса с тем же героем открывала «чёрные списки», поступившие из Главного репертуарного комитета ещё в апреле 1925 года. 

1 июля 1926 года приехал коллектив артистов Киевской оперы – даже известно, что в составе труппы было 80 человек. В постановке режиссёра С.Давидовича борисоглебцы увидели «Аиду», «Евгения Онегина», «Кармен», «Пиковую даму»... Партию Аиды исполняла Ванда Новальсетти, певица польско-итальянского происхождения. Её имя встретилось мне в книге Михаила Близнюка «Войной навек проведена черта…» о драматических судьбах артистов второй волны русской эмиграции. В 1941 году Новальсетти с мужем, бас-баритоном Днепропетровской оперы Львом Питаевским окажется на оккупированной территории. В 1944-м они попадут в состав ансамбля песни и пляски власовского Комитета освобождения народов России, в начале 1950-х – в созданную американцами мобильную театрально-художественную группу, разъезжавшую с бесплатными концертами по лагерям «Ди-Пи» (перемещенных лиц, беженцев). После войны эта пара оказалась более известна в качестве исполнителей народных песен и цыганских романсов, записав долгоиграющую пластинку. Попробуй в середине 1920-х угадай, что судьба Аиды сложится именно таким образом! 

Гастроли киевлян получились короткие – уже 18-го числа в Нардоме проводился спортивно-гимнастический вечер, посвящённый пятилетию Спортинтерна, а 24-го показывал «Свадьбу Марион» Трудколлектив Комической оперы музыкальной комедии под управлением Немковского. 

Вообще в то лето здание не простаивало: в августе в Нардоме выступил с публичными лекциями Владимир Покровский. Поиск сведений о нём в Интернете оказался безрезультатным: есть, правда, скупые упоминания какого-то Владимира Покровского, автора повести «Унгарка» (1924 год) «о судьбе мальчика-сироты из бедного кыргызского аула» и книжки «Три речи против : [1. митрополита Введенского, 2. лидера сменовеховства Бобрищева-Пушкина, 3. Сергея Есенина]» (1927) … Он ли? Тема одного из выступлений – «Страна чудес (Соединённые штаты)», среди её героев – кинозвёзды Дуглас Фербенкс, Мэри Пикфорд, Рудольфо Валентино, Гарри Пиль (фильмы с их участием борисоглебцам были хорошо знакомы), писатели Эптон Синклер, Джек Лондон, О’Генри. Рассказал гость и о жизни эмигрантов в Штатах, в частности, о «диком успехе Рахманинова». Последний пункт в анонсе лекции – «Мой роман и пьеса «Христос в Нью-Йорке». На следующий день Покровский говорил о Распутине и Николае II, затем устроил диспут на всё ещё модную тему «Существует ли Бог?». Сама постановка вопроса 90 лет спустя станет практически криминальной. А тогда… «Изъявил участвовать протоиерей Константин Певницкий, – извещали афиши, – приглашены протоиерей Алексей Знаменский, протоиерей Иоанн Кобяков. Кроме лиц, поименованных в афише, в диспуте могут участвовать все желающие представители религиозных культов и граждане».

     (Окончание следует).

Источник: газета «Коммуна» | №11 (26859) | Вторник, 12 февраля 2019 года

Плюсануть
Поделиться
Класснуть