10°
г. Воронеж

Пасмурно, ветер юго-западный 3.5 м/с.

• Днём небольшой дождь, +13°…+14°, ветер северо-западный 7 м/с.

• Вечером облачно с прояснениями, +11°…+12°, ветер юго-западный 2,3 м/с.

• Ночью дождь, +10°…+11°, ветер юго-западный 3,7 м/с.

• Утром небольшой дождь, +11°…+13°, ветер западный 4,7 м/с.

  • $ 73
  • € 85,68
30.12.2009 06:50
  • 5743
  • 0
  • 1
Культура

Это интересно. История новогодней открытки

30.12.2009 06:50

Мы всё чаще пользуемся электронной почтой, постепенно забывая традиционные открытки. Окунуться в прошлое помогут жемчужины коллекции воронежского филокартиста Андрея Питайкина.

Это интересно. История новогодней открытки

Ещё несколько лет назад накануне зимних праздников мы доставали из почтовых ящиков ворох поздравительных открыток, присланных родственниками и друзьями. Да и сами запасались картонными посланиями с еловыми ветвями, горящими свечами и стеклянными шарами, чтобы разослать их близким людям, показывая тем самым нашу любовь. И жаль, конечно, что теперь мы всё чаще пользуемся электронной почтой, постепенно забывая традиционные открытки...
Сегодня мы с вами окунёмся в прошлое. В этом нам помогут старые поздравительные открытки – жемчужины коллекции воронежского филокартиста Андрея Питайкина.

Золотой век русской открытки

- Свои иллюстрированные почтовые карточки в России появились чуть более ста лет назад, - рассказывает воронежский коллекционер открыток Андрей Питайкин. - Первая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года. До этого обыватели поздравляли своих близких с праздниками на специальных карточках, к которым издавались специальные конвертики, но большинство карточек выпускались с цветочным орнаментом и текстом на все времена «Поздравляю!».

Первую серию, из десяти открыток, издала община святой Евгении, известная также как Издательство Красного Креста, в 1898 году.

Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве, богатстве сюжетов и качестве полиграфии зарубежным аналогам, а порою и превосходили их. Открытки сделались произведением искусства. В их создании принимали участие многие известные художники - И.Билибин, А.Бенуа, Н.Рерих и другие. В сюжетах господствовал русский стиль - с заснеженными избами, лихими тройками, нарядными детишками, симпатичными медвежатами. Встречались и прелестные женские головки, и семейные сценки.

- В то время довольно популярными были новогодние открытки с изображением семейства в домашней обстановке и нежданным гостем – почтальоном, который приносит мешки с деньгами – символом достатка и благополучия, - рассказывает Андрей Питайкин. - Большое внимание уделялось не только сюжету, но и стилю открытки — открытки частного характера были исполнены с давлением золотом или блестящей крошкой, а деловые выполнялись в более строгом стиле.

Но, как только в России наладился «открыточный» бизнес, тут же появились иностранные конкуренты. Из Европы на отечественный рынок хлынули Деды Морозы, ангелы, ковчеги, немецкие сюжеты - трубочисты, мухоморы, трилистники, гномы, свинки, таксы, французские - с прелестницами и бутылками шампанского. Изданные в большинстве своем фотографическим способом, яркие и нарядные, открытки сразу же стали привлекательны для коллекционеров.

Кончен бал, погасли свечи

С началом Первой мировой войны ввоз европейских открыток в нашу страну прекратился. Открытки выпускались в России, и на них появились военные сюжеты: воины перед боем, читающие вести из дома, жены и дети, ждущие их. пт

После революции 1917 года и последовавшей национализацией складов государство несколько лет торговало открытками со старославянскими «ятями», в том числе и рождественскими, пока не закончились запасы. С 1918 года начали предприниматься попытки к изданию открыток с поздравлениями «С первым годом Октябрьской годовщины», «…вторым...» и так далее. Но у советских граждан популярностью они не пользовались.

В первые годы советской власти, пока церковь не впала «в немилость», издавались церковные календари и пасхальные открытки. Рождественские открытки на русском можно было встретить в Риге, а еще в русском Берлине и русском Париже. Когда в домах граждан закончились запасы, стали заклеивать исписанную оборотную сторону и писать поздравления поверху.

Удивительно, но поздравительная открытка со временам оказалась под запретом. В торговлю ее нельзя было принимать по многим причинам. Во-первых, религиозный сюжет. Во-вторых, надписи «Христос Воскресе», «С днем Ангела» и «С Рождеством Христовым» являлись прямой пропагандой религии. Наконец, в-третьих, отправители часто пользовались в своих посланиях уменьшительными именами в подписи, например, «Твой Ваня» или «Любящая Катя», без указания фамилии отправителя, что рассматривалось как возможная подпись «врага народа» и было чревато серьёзными неприятностями для получателя.

Вся дореволюционная поздравительная продукция стала считаться безвкусной, буржуазной, «чуждой советскому человеку». Соответственно, русские художники, работавшие в открыточной индустрии, были отодвинуты на задний план. Исключениями были Николай Каразин и Елизавета Бём. Первый на своих поздравительных сюжетах никогда не ставил никаких надписей. А великая искусница Бём в большинстве поздравительных открыток писала русскую пословицу, в которой цензура не могла углядеть никакого намёка.

Здравствуй, ёлка, Новый год!

В 1926-1927 годах развернулась антирелигиозная кампания. Так ёлке объявили беспощадную войну.

Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку...
Впрочем, полностью отказаться от новогодних праздников не смогли: у всех - дети, внуки... Поэтому в 1926 году на партконференции в Туле было решено учредить новое Рождество… комсомольское. В журнале «Крокодил» опубликовали «Мандат»: «Дан сей Новому году в том, что он действительно является 1927-м. Просьба ко всем учреждениям, организациям и должностным лицам оказывать ему всяческое содействие в исполнении задач, возлагаемых на него рабочим классом и партией».

Поэты «от партии» тоже оказались при деле. Так, годом позже, в центральной газете Советов опубликовали разоблачающее стихотворение Демьяна Бедного:

Под Рождество Христово, в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой,
Вылитый сказочный Дед Мороз
С елкой под мышкой саночки вез
Санки - с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти.
Кампанию по дискредитации новогодних праздников подхватили детские журналы. В «Юном натуралисте» в 1932 году вышел ряд статей: «Вред рождественской елки», «Рождество Христово - поповская сказка». Под лозунгом «Все - на борьбу с религиозным дурманом!» новогодний праздник решили извести в корень. Пресса того времени призывала молодое поколение искоренить глупые мечтания о новогодней сказке.

Однако уже в конце 1934 года Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. 28 декабря главная газета страны «Правда» напечатала статью секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». На подготовку праздника оставалось всего три дня, однако в назначенный срок елки были везде.

- Но на открытках елка появилась в 50-е годы, хотя и с идеологическим подтекстом. Довольно частым для того времени был сюжет: еловая ветвь, усыпанная снегом, и возвышающаяся над ней Спасская башня Кремля с красной звездой, - комментирует Андрей Питайкин.

Годы фронтовые

Особую агитационную роль новогодняя поздравительная открытка сыграла во время Великой Отечественной войны, когда она и вернулась после нескольких десятилетий запретов. В это время появился широкий ассортимент открыток «С Новым годом» и «7 Ноября».

Эти открытки отличались от современных. «Новогодний привет героическим защитникам Родины! Воин Красной Армии! Бери пример с героев Гражданской войны!». На открытках изображались герои: Чапаев, Щорс и Котовский.

В декабре1941 года издательство «Искусство» выпустило открытки, предназначенные для посылки на фронт. А семьи военнослужащих могли получить от своих близких «Новогодний привет с фронта!». Художники стремились к сравнительно простым приемам исполнения, вводя в рисунки один - два цвета.

Дед Мороз на Новый год
Грозный делает обход.
Чтоб всей фашистской своре
Навсегда исчезнуть вскоре.
Это - на открытке 1944 года: Дед Мороз с автоматом дает пинка Гитлеру. В декабре 1944 года в страну хлынул поток великолепных зарубежных открыток - солдаты посылали их из освобожденных от фашизма стран Европы. В Москве забеспокоились и решили противостоять этой «пошлой» буржуазной продукции что-то свое.

На открытках – жизнь страны

Массово открытки стали выпускаться в послевоенные годы.

- Открытки радовали нас видом счастливых мамаш с ребятишками, видами Красной площади и башнями Кремля, - рассказывает Андрей Питайкин. - Немного позднее стали выпускать открытки с изображением Деда Мороза и Снегурочки. После военных лишений открытки вошли в жизнь непривычной красотой. Их использовали для украшения дома, мастерили из них вазочки и шкатулки — красочная полиграфия и картон хорошего качества были редкостью, которую надо было сохранить.

Восстановительный период на открытках 50-х годов характеризовался изображением здания МГУ, светящихся витрин, машин и подарков – всего того, что говорило о хорошей жизни. Вскоре ассортимент стал еще богаче. Расположившись на неброских витринах газетных киосков, они радовали глаз своей яркостью. Качество печати хотя и уступало импортным образцам, однако это компенсировалось оригинальностью открыток, богатым выбором сюжетных линий, профессионализмом художников.

- Начиная с 50-х годов большинство советских открыток печаталось на «Гознаке», - говорит Андрей Питайкин.

Главный герой всех советских открыток - Дед Мороз, который активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он строит БАМ, летает в космос, плавит металл и даже работает на ЭВМ! У советского Деда Мороза практически исчез из рук волшебный посох - то ли потому, что руки у него заняты делом, то ли потому, что все чудеса советский народ творил собственными руками.

Пять минут до Нового года – типичный сюжет, поэтому на открытках часто присутствовали часы, куранты со Спасской башни, ставшей символом советской власти.

- Наибольшее число советских новогодних открыток с изображением часов приходится на середину 70-х годов, - говорит Андрей Питайкин.

При Хрущеве стала популярной сельскохозяйственная тема: селянки-крестьянки, кукуруза, домашние животные.

- В среде филокартистов из уст в уста передаётся байка о том, что для уничтожения положительного образа Хрущёва, после смерти Генсека сотрудники КГБ проводили массовые рейды по почтовым отделениям, изымая открытки с целиной и оставляя пресловутую кукурузу как память народу о деятельности Хрущёва. Эта история подтверждается большой редкостью открытки с целиной, - поделился своим наблюдением Андрей Питайкин.

Шестидесятые годы ознаменовались засильем аполитичных зимних пейзажей, на смену которым из прогрессивной Прибалтики пришел фотомонтаж с елкой, блесками, шампанским и свечами, популярный и сейчас.

Фотографический хит семидесятых – еловая ветка рядом с горящей свечой и стеклянным шаром.

Герои нашего времени

В начале девяностых на праздничных поздравлениях появляется восточная стилизация, где символом каждого года является животное. Так, на открытках 2009 будет красоваться Тигр.

- Стоит отметить, что печать и бумажная фактура на открытках сильно упростились, - с сожалением отмечает Андрей Питайкин. - Если в начале 20-го века изданию почтовых поздравлений придавалась особое значение, то в конце его рисунки стали стилизованными, с обычной многотиражной типографской печатью.

Сегодня в среднем по стране производится около 400 млн. открыток в год. Эксперты прогнозируют, по меньшей мере, двукратное увеличение тиражей. И это несмотря на то, что появились более удобные и быстрые средства для поздравления дорогих сердцу людей – отправка виртуальных открыток по электронной почте.

Автор: Анна Кухарь.

Источник: «Воронежская неделя», №52 (1933), 30.12.09г.

https://communa.ru/kultura/eto_interesno-_istoriya_novogodney_otkrytki/
Поделиться
Класснуть