г. Воронеж

Пасмурно, ветер юго-восточный 4.1 м/с.

• Днём пасмурно, +3°…+5°, ветер юго-восточный 5,3 м/с.

• Вечером небольшой дождь, +3°…+5°, ветер юго-восточный 4,1 м/с.

• Ночью пасмурно, 0°…+2°, ветер юго-восточный 4,3 м/с.

• Утром пасмурно, 0°…+3°, ветер юго-восточный 4,9 м/с.

  • $ 75,85
  • € 90,46
14.09.2020 18:22
  • 1667
  • 0
  • 1
Культура

Грани мира, которого нет

14.09.2020 18:22
Грани мира, которого нет Выставка показывает все грани творческого поиска двух художников .Фото Натальи Коньшиной.

Событие | Десятый Платоновфест, несмотря на помехи в виде коронавируса и проблем с преодолением госграниц, всё-таки стартовал – произошло это в воскресенье, 13 сентября

Первыми событиями в его пёстрой двухнедельной программе стали две выставки, открывшиеся в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского. Они – про эпоху Андрея Платонова. Кто-то увидит на холстах или фотобумаге его персонажей.

Виталий ЧЕРНИКОВ,
Наталья СТОЛПОВСКАЯ


Судьбы Александра Древина и Надежды Удальцовой, чью живопись и графику воронежцы увидят в эти дни, типичны для их поколения. Он родился в латышско-немецкой семье рабочего. Она – в семье офицера. Надежда Удальцова до революции побывала в Германии и Франции – живые впечатления наверняка усилили интерес к новому искусству. Её будущий муж (они поженились в 1920-м) с живописью французской школы знакомился в Москве. В истории искусства эти имена – по соседству с такими словосочетаниями, как «Бубновый валет» или «Мир искусства», а после революции в их жизни часто звучали похожие на заклинания слова «Наркомпрос» и «Вхутемас». Молодую Удальцову называли «амазонкой русского авангарда».

В 1923 году оба порвали с авангардом, пришли к фигуративной живописи. Наверняка речь шла не о компромиссе с властью, а о сознательном эстетическом выборе – что и работы их подтверждают. Художники не стремились стоять в стороне от происходивших в стране перемен, но их картины конца 1920начала 1930-х, порой с названиями вроде «Соревнование бригад. Трактористы», совсем не напоминают фальшивый лакировочный соцреализм, который восторжествовал в СССР на десятилетия. На супругов сильное впечатление произвели творческие поездки по стране – на Алтай, в Армению. Возможно, цель путешествий вполне соответствовала «госзаказу». Но ведь и Андрей Платонов, когда писал «Джан», думал, что творит для государства. А получалось самобытное, не укладывавшееся в установленные рамки произведение – конечно, с непростой судьбой.

Древина расстреляли в 1938-м (страницы его дела – часть экспозиции); вдова, долго жившая с клеймом жены врага народа и ничего не знавшая о судьбе мужа, рисовала главным образом натюрморты. Некоторые представлены на выставке. О контексте, в котором создавались картины, можно понять лишь по некоторым названиям. Например, «Хлеб военный» – работа 1942 года.

В воронежском музее можно увидеть 45 работ из трёх хранилищ: Третьяковской галереи, Русского музея, Тульского музея изобразительных искусств. Получается, в одном зале они собраны, видимо, впервые.

– Русский музей был первым в жизни художников, который провёл их совместную выставку. Но было это в далёком 1928 году, – рассказала на вернисаже ведущий научный сотрудник отдела живописи конца XIX – начала XXI века Государственного Русского музея Алиса Любимова.

Современник главного авангардиста отечественной фотографии Александра Родченко и писателя Андрея Платонова фотограф Михаил Прехнер пришёл в профессию в 17 лет. С 1928 года он работал в редакциях изданий «Говорит Москва» и «Радиослушатель», позднее – в агентстве Союзфото. А уже в 1930-е стал одним из сотрудников издательства Изогиз и журнала «СССР на стройке». За короткий срок Михаилу Прехнеру удалось подготовить несколько серий фотографий, в числе которых наиболее характерные – «Москва», «Красный военно-морской флот», «Бурят-Монголия», «Дальний Восток», «Маленькие города».

Молодой фотограф принимал активное участие в выпуске альбомов «Первая Конная Армия», «Университеты», «Красная Армия», «Пионерия», «Индустрия социализма» для парижской и американской выставок. Начиная с 1933 года, Прехнер участвовал во всех выставках советской фотографии за рубежом. В 1938 году на международной выставке в Антверпене он получил большую серебряную медаль.

В экспозицию выставки «Михаил Прехнер: фотоавангард 1930-х годов» вошли 72 фотографии из самых известных серий. В основном они сделаны в 1930 годы. Несколько снимков относятся к 1940-1941 годам. В большинстве из них отчетливо заметно влияние Александра Родченко: «косина» изображения, резкий ракурс, съёмки сверху или снизу. Вместе с тем у Михаила Прехнера есть свои особенности восприятия окружающего мира: снимки, на которых позируют спортивного вида комсомольцы, девушки из рабочего общежития, пронизаны тонким лиризмом, мягким светом, абсолютно не свойственным фотографиям традиционных представителей авангарда.

Удивительно светлые, одухотворённые лица у современников Михаила Прехнера получаются на фотопортретах. Перед зрителем предстают не герои социалистических плакатов, а характерные персонажи эпохи, с живыми человеческими эмоциями, запоминающимися лицами. Завораживают фотографии из серии «Бурят-Монголия», хранящие отблеск иной цивилизации, открывающие неведомые картины далёкой и удивительной жизни.

Источник: газета «Коммуна» | №72 (27020) | Вторник, 15 сентября 2020 года

https://communa.ru/kultura/grani-mira-kotorogo-net-/
Поделиться
Класснуть