-6°
г. Воронеж

Облачно С Прояснениями, ветер западный 2 м/с.

• Днём небольшой снег, -4°…-4°, ветер западный 3.6 м/с.

• Вечером небольшой снег, -7°…-5°, ветер юго-западный 3.6 м/с.

• Ночью небольшой снег, -5°…-5°, ветер западный 1 м/с.

• Утром небольшой снег, -6°…-5°, ветер западный 1.7 м/с.

  • $ 67,08
  • € 76,94
05.11.2004 00:00
  • 1271
  • 0
  • 0
Культура

Кумиры воронежской сцены. Бюст при жизни

Жизненная и творческая судьба Вадима Соколова причудливым образом сплелась с советской эпохой. Единственный в истории воронежского театра актер, позолоченный бюст которого был отлит еще при жизни. Народный артист РСФСР. С 1978 по 1995 руководил Воронежским отделением Всероссийского театрального общества. Стал известен стране как актер, не однажды воплотивший на сцене образ В.И.Ленина...

Единственный в истории воронежского театра актер, позолоченный бюст которого был отлит еще при жизни (хранится в театре драмы имени А.В.Кольцова). Народный артист РСФСР. Делегат XXVI съезда КПСС от Воронежской партийной организации. С 1978 по 1995 руководил Воронежским отделением Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей). Стал известен стране как актер, не однажды талантливо воплотивший на сцене образ В.И.Ленина.


Жизненная и творческая судьба Вадима Александровича СОКОЛОВА самым причудливым образом сплелась с советской эпохой и системой ее, прежде всего идеологических, ценностей.

Родился В.А.Соколов в 1934 году в селе Вожега Вологодской области, но городом школьного детства стал Ульяновск. Через много лет в беседах с критиками и журналистами, уже будучи известным актером, он не без гордости отметит: «…учился я в школе, где учился Ленин, сидел за партой, которая стояла на то самом месте, где стояла парта Ленина. Жил на улице имени Ленина, где стоит Дом-музей Ульяновых. Играл роль молодого Ленина в Ульяновском драматическом театре…»

Эти факты начала жизни в решающей степени определили этапы творческой биографии. В 1956 году В.А.Соколову исполнилось 22 года. Он недавно возвратился из армии, активно посещал драмколлектив, танцевальный кружок и хор в областном Доме офицеров. По-армейски хорошо физически сложенного, с приятной внешностью, дисциплинированного паренька приметил актер Ульяновского областного театра А.П.Рудяков и порекомендовал его главному режиссеру. Так, не имея специального и даже общего среднего образования, молодой Вадим Соколов попал в труппу профессионального театра. Здесь он оказался очень кстати, потому что недоставало молодежи на роли современных героев. А новичок, по внешним данным, мог еще претендовать и на амплуа героя-любовника.

В 1963 году Вадима Соколова, прошедшего начальную актерскую школу в Ульяновском театре, приглашают в Куйбышев – в один из самых престижных театров российской провинции, которым руководил режиссер П.Л.Монастырский. Он научил молодого актера всесторонне анализировать порученную роль, выстраивать образ и чувствовать свою нишу в общей концепции театра. За три сезона на куйбышевской сцене он сыграл несколько заметных ролей в репертуаре того времени. Но как зрелый художник сцены Вадим Соколов сложился в воронежском Кольцовском театре, которому верой и правдой служил с 1966 по 2001 год.

Молодой, тридцати с небольшим, по-мужски хорошо сложен, лицо открытое, с правильными крупными чертами, с большим лбом и черными кудрями, с внимательным вдумчивым взглядом, к тому же чрезвычайно ответственный, дисциплинированный, он весьма кстати подходил на роли ответственных партийных работников.

В те годы началась подготовка к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, и театры соревновались в постановке идейно звучащих пьес. Дебют новичка состоялся в документальной драме М.Шатрова «Шестое июля». Вадим Соколов сыграл в ней сподвижника Ленина Якова Свердлова.

По оценке критиков, Соколов воплотил «тип героя идейной непреклонности, героя-борца, отличавшегося вместе с тем какой-то особой мягкостью всего своего облика». В том же ряду «героя идейной непреклонности» – последовавшие затем одна за другой роли подпольщика-революционера Бродского в «Интервенции» Л.Славина, советского разведчика Белова в инсценировке романа В.Кожевникова «Щит и меч».

Впрочем, в 1970 году случилась весьма симпатичная работа и за пределами «идеологического» амплуа – роль Рабачева в пьесе А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева «Светит, да не греет». Были среди его персонажей и передовые современники – Егор в «Марии» А.Салынского, Сергей Серегин в «Иркутской истории» А.Арбузова. По поводу последней критики писали, что в герое Соколова «есть юношеская основательность, может быть, несколько пугающаяся юмора, но зато неколебимая в понимании главных ценностей жизни… Понимание истинных интересов общества, времени, нравственности заставит его героя не раз еще переступить через самого себя. А тяжкая, порой жестокая необходимость этого вызовет в его душе кровоточащие раны, и они отзовутся в сердцах зрителей очищающим состраданием».

И вот, имея в начале жизни необычную – «ленинскую» – биографию и аттестат об окончании вечерней школы, сыграв, благодаря своей типажности и самодисциплине, роль молодого Ленина, а потом целую галерею сподвижников вождя и героев «идейной непреклонности», но не имея необходимого культурного багажа, актер, конечно же, не мог не чувствовать психологического дискомфорта. Ему надо было, особенно в условиях усиливающегося к концу шестидесятых идеологического надзора, и в жизни соответствовать своим героям. К тому же малограмотные и потому доверчивые к персонажам искусства идеологические надзиратели нередко ставили знак равенства между сценическим героем и актером его воплощавшим. Вадим Соколов чувствовал, что от него и в жизни требуют быть таким же «идейным и непреклонным»…

Отсутствие профессионального ученичества Вадим Соколов компенсировал усиленным самообразованием. Не было, пожалуй, более прилежного и дисциплинированного артиста, который бы так внимательно и придирчиво, особенно во время застольного периода, когда происходил разбор пьесы и намечались пути ее сценического воплощения, слушал рассуждения и указания режиссера. Актеры Воронежского театра драмы помнят, как на репетицию Вадим Александрович приходил всегда с аккуратной папочкой под мышкой. Если удавалось сесть в укромном уголке, он незаметно записывал рассуждения режиссера, а если нет, то очень внимательно слушал, запоминал, а в перерывах переносил на бумагу. Такой порядок он завел еще в Куйбышеве, у Монастырского.

Записи дома анализировал, оформлял, дополнял своими соображениями. Читал все, что только могло иметь хоть какое-то отношение к роли, делал выписки. В итоге у него накопились десятки записных книжек. Это была огромная работа, от которой мозг уставал. И тогда актер переключался, рисуя цветными карандашами экзотические цветы. Таких рисунков было множество. Роль каждую он тщательно переписывал от руки в тетрадочку, подчеркивал ударные фразы цветными карандашами… Таким образом, каждая новая роль была для него как партийное задание, которое необходимо выполнить наилучшим образом. И, надо признать, это ему удавалось. Впрочем, и партийные задания в чистом виде – тоже. В течение восьми лет он был секретарем партийной организации театрального коллектива.

В первой половине семидесятых чуть ли не все драматические театры страны поставили пьесу Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»: о том, как погибали юные девушки, вступившие в схватку с фашистским диверсионным отрядом. А командиром над ними был «человек из крестьянского народа» старшина Федот Васков. В Кольцовском театре эту роль сыграл Вадим Соколов. С помощью талантливого режиссера В.И.Соловьева актер воплотил черты органической и достоверной характерности образа. Обстоятельность крестьянского прошлого Федота, проявляемая в сценах, сдерживаемый глубокий трагизм, когда приходится посылать девушек на верную смерть и ничем нельзя помочь, заставляли зрителя вполне поверить и сопереживать происходящему на сцене. Спектакль был показан в Москве, об актере Соколове в журнале «Театр» и столичных газетах появились положительные отзывы.

Но вершиной «творчески-идеологической» биографии Вадима Александровича Соколова было исполнение роли В.И.Ленина во второй половине семидесятых.

В 1977 году главный режиссер Глеб Дроздов поставил «Третью патетическую» Н.Ф.Погодина, в конце 1979 он же поставил «Синие кони на красной траве» М.Шатрова. В первом спектакле Вадим Соколов играл Ленина в гриме, причем внешнее сходство было потрясающее. Во втором исполнитель роли Ленина, согласно авторской воле, должен был играть в современном костюме и вовсе без грима. Автору этой статьи довелось видеть обе постановки. Причем, вторую смотрел дважды. Настолько были убедительны известные позы, интонации, жесты, что довольно быстро зритель переставал замечать отсутствие портретного сходства. В плане сценическом это был высший класс!

Воплотив образ Ленина на воронежской сцене, актер, естественно, получил почетное звание «Народный артист РСФСР», был избран членом обкома партии. Говорят, когда он появлялся в обкоме, раздавался шепот: «Ленин пришел…». Некоторые служащие этой организации, завидев его издали, проходили мимо нужной двери, чтобы встретиться с «Лениным» в длинном коридоре, поздороваться…

О том, как актер работал над ролью Ленина, он мог бы, наверное, написать целую книгу. Впрочем, его очерк об этом появился в журнале «Подъем». После переезда актера в 2001 году в Москву в его квартире осталоиь 55-томное собрание сочинений В.И.Ленина, отчеты партийных съездов и целая библиотека литературы идеологического содержания. Есть основания считать, что все это воспринималось и штудировалось всерьез. Недаром артист был много лет членом обкома партии, делегатом ХХVI съезда КПСС. На том съезде от многочисленной актерской братии огромной страны было, кажется, всего два человека…

В.А.Соколов играл роль Ленина в Брно, на сцене Театра оперы и балета, на телевидении. Получал грамоты за эту роль на фестивалях в Москве, Ленинграде, Ульяновске…

Крах социалистической системы в девяностые годы, надо полагать, был воспринят актером болезненно. На глазах рушилось все, чему поклонялся, чему посвятил всю жизнь…Стал сдержаннее, молчаливее. Слава богу, художественный руководитель театра Анатолий Иванов востребовал талант актера по полной программе. Он был занят в «Кабанчике» В.Розова, потом имел отличную роль в постановке столичного уровня «Прости меня, мой ангел белоснежный…» по ранней пьесе А.П.Чехова «Безотцовщина», в пьесе А.Н.Островского «Волки и овцы» бесподобно сыграл роль проходимца Вукола Наумовича Чугунова, а в «Бесприданнице» – роль престарелого богача Кнурова…

Годы нечеловеческого напряжения сказались на здоровье актера. Новый век он встретил в состоянии прогрессирующего рассеянного склероза мозга.

Четвертого апреля 2001 года коллектив торжественно проводил актерскую пару в Москву, в Дом ветеранов российской сцены. Вадим Александрович уезжал в Москву вместе с женой, актрисой театра Анной Павловной Соколовой, с которой прожил всю жизнь.

В Доме ветеранов он скончался 15 ноября 2001 года.

История его жизни и творчества достойна художественного воплощения.

Детей у них не было. Николай ТИМОФЕЕВ.
© При перепечатке или цитировании материалов cайта ссылка на издания газетной группы «Коммуна» обязательна. При использовании материалов в интернете гиперссылка на www.kommuna.ru обязательна.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть