-4°
г. Воронеж

Ясно, ветер западный 3 м/с.

• Днём облачно с прояснениями, +1°…+3°, ветер западный 5,7 м/с.

• Вечером пасмурно, -1°…+3°, ветер северо-западный 5,3 м/с.

• Ночью ясно, -4°…-2°, ветер северо-западный 4.3 м/с.

• Утром ясно, -4°…+1°, ветер северо-западный 4,9 м/с.

  • $ 77,73
  • € 85,73
20.02.2020 17:47
  • 622
  • 0
  • 0
Культура

Портреты в перспективе и в интерьере

20.02.2020 17:47

Вернисаж | Воронежский художественный музей имени И.Н.Крамского представил новый проект, совместный со столичным музеем В.А.Тропинина

Выставка получила название «Портрет в перспективе». Хронологически она охватывает три столетия – со второй половины XVIII века, когда в России возникла необходимость в создании национальной художественной школы, до 40-х годов ХХ века.

Виталий ЧЕРНИКОВ

Конечно, представлены и работы самого Василия Тропинина, главного портретиста Москвы, живописца с довольно характерной судьбой: родился в семье крепостных, рисовал с раннего детства, его талант был замечен, молодой художник стал вольноприходящим учеником Академии художеств, вольную получил в 47 лет.

Первых посетителей выставки встречали музыкой в исполнении струнного трио Graphium doson. Участники студии исторического танца «Каменный мост» этакими полупризраками бродили среди обычной публики в костюмах эпохи барокко и классицизма.

На выставке представлены и работы таких авторов, как Александр Варнек, Никифор Пожаров, Алексей Антропов. Как сообщает аннотация к «Портрету в перспективе», большая часть работ сгруппирована по принципу близкого родства или принадлежности к одному роду. Можно всмотреться в лица Апраксиных, Долгоруких, Олсуфьевых, представителей других дворянских семейств. Отдельный раздел – изображения тех, кто правил Россией. Например, антроповский портрет Петра Первого – кстати, из собрания нашего музея имени И.Н.Крамского.

Один из ведущих российских музеев предоставил для воронежской выставки 32 произведения. К ним воронежцы добавили одиннадцать картин из своего собрания. В частности, несколько, созданных уже в двадцатом столетии – ими выставка завершается («Женский портрет» Леонида Афанасьева, «Тося» Виктора Вакидина).

Есть, как водится на подобных ретроспективных выставках, и картины, созданные художниками XIX века, имя которых неизвестно. Из этого числа – «Групповой портрет семьи Затолокиных в интерьере». Могу предположить, что в некоторых случаях автором мог быть обученный рисовать крепостной живописец, в иных (более ранних по времени) – какой-нибудь приехавший в Россию в поисках заработка иностранный спец. Не всегда, кстати, и гость из-за границы достойно справлялся с ответственным творческим заданием. На выставке моё внимание привлёк забавный портрет Александра Первого: из-за особенностей видения художника император выглядит мало того, что весьма хлипким, так ещё и одноруким.


Один из ведущих российских музеев предоставил для воронежской выставки 32 произведения.

В церемонии открытия выставки приняли участие гости: директор музея В.А.Тропинина Ольга Журавлёва (которая была приятно поражена большим количеством людей, собравшихся в зале в тот час) и директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов – в этот город выставка отправится после Воронежа. Гость из Сибири признался, что благодаря приглашению побывать в Воронеже смог не только близко познакомиться с нашим городом, но и увидеть, как подобный проект может «работать» в музейном пространстве.

– Всё это – одна история. История развития портретного жанра в России начиная с конца XVIII века, – отметила директор Воронежского художественного музея Ольга Рябчикова.

Куратор Ксения Рашковскаясчитает удачной коллаборацию, возникшую между коллекциями двух музеев.

– Мы смогли общими усилиями, объединенные идеей, сделать такой прекрасный проект! – поделившись впечатлениями, куратор пригласила первых посетителей на экскурсию. Началась та, разумеется, со знакомства с картинами, созданными в XVIII веке.

Источник: газета «Коммуна» | № 13 (26961) | Пятница, 21 февраля 2020 года


https://communa.ru/kultura/portrety-v-perspektive-i-v-interere-/
Поделиться
Класснуть