19°
г. Воронеж

Облачно С Прояснениями, ветер западный 4 м/с.

• Днём облачно с прояснениями, +20°…+22°, ветер южный 4,2 м/с.

• Вечером небольшой дождь, +15°…+19°, ветер южный 1,5 м/с.

• Ночью небольшой дождь, +14°…+14°, ветер северо-восточный 1,1 м/с.

• Утром облачно с прояснениями, +13°…+19°, ветер юго-восточный 3,4 м/с.

  • $ 69,71
  • € 77,63
27.03.2020 10:23
  • 887
  • 0
  • 1
Культура

Вольховский одобрил бы «Крокодила»

27.03.2020 10:23
Вольховский одобрил бы «Крокодила» Сцена из спектакля «Крокодил». Фото Сергея Киселёва.

Сегодня – Международный день театра

Премьера | В Воронежском театре кукол «Шут» им. В.А.Вольховского с большим успехом прошла премьера спектакля «Крокодил» по Ф.М.Достоевскому

Инсценировку и постановку осуществил Виктор Шрайман. У этого спектакля есть небольшая предыстория. Когда умер Валерий Аркадьевич Вольховский, чьё имя носит теперь наш театр кукол, то у приехавших на похороны коллег режиссёра, в основном руководителей театров кукол так называемой уральской зоны, родилась мысль, что каждый из них поставит в память о своём товарище спектакль в Воронежском театре кукол.

Людмила РОМАНОВА,


театровед

И несколько лет так и было: Валерий Шадский из Рязани представил «Винни-пуха», Геннадий Шугуров из Саратова – «Золоченые лбы», Рейн Агур из Таллинна поставил «Петю и Волка», а Роман Виндерман из Свердловска – «Белого Бима Черное ухо». Потом все как-то забылось, в конце концов, у всех свои дела, свои театры, жизнь продолжается.

И вот, спустя много лет, один из соратников и единомышленников Валерия Вольховского, главный режиссер Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино» (1972-1990гг.) ответил на приглашение поставить в Воронеже спектакль, материал для которого выбрал сам.

Режиссеры уральской зоны вошли в историю нашего театра кукол тем, что они стали работать над спектаклями не только для детей, но и для взрослых. Это явилось настоящим открытием, ибо до них, с легкой руки патриарха советского театра кукол Сергея Образцова, считалось, что в театре кукол можно представлять только детские и пародийные спектакли.

Перечислю репертуар Магнитогорского театра «Буратино», шедший в 70-80-е годы: «Необычайные приключения Буратино и его друзей», «Маугли», «Три мушкетера», «Мальчиш-Кибальчиш», «Дракон», «Смерть Тарелкина». Помню восхищенные рассказы Вольховского об этих постановках. Так как они учились в ЛГИТМиКе у одного мастера – Михаила Королева, то в их творческом поиске оказалось много общего, хотя каждый имел свои особенности.

Иногда они даже соперничали.

Заканчивая небольшую преамбулу, хочу подчеркнуть, что не всякий материал для взрослого читателя подходит для спектакля театра кукол. И как раз наименее подходящим показался мне рассказ Ф.М.Достоевского «Крокодил» – своеобразная «литературная шалость» писателя.

Фантастический сюжет про проглоченного крокодилом чиновника, продолжающего из чрева животного вещать о своих либеральных идеях, используется Ф.М.Достоевским для полемики как с демократической журналистикой – «Современником» и «Русским словом», так и с консервативными и либеральными органами – «Русским вестником» М.Каткова и «Голосом» и «Отечественными записками» А.Краевского. Казалось бы, дела давно минувших дней… Но режиссер Виктор Шрайман на основе рассказа поставил актуальный остросатирический спектакль. Думаю, он привлек материал и других рассказов Ф.М.Достоевского – инсценировка получилась блестящей, как и сам спектакль.

К сожалению, увлечение постановками для взрослых привело и к некой негативной тенденции: из многих спектаклей стали исчезать сами куклы. Это хорошо было видно по майскому фестивалю «Формат Вольховского».

В спектакле Шраймана кукол тоже немного. Возможно потому, что последние 30 лет своей режиссерской деятельности он провел в драматическом театре. У главных действующих лиц спереди прикреплены маленькие тантамарески (щит или каркас), которые, впрочем, характера их не определяют. В пассаже, где демонстрируется Крокодил, есть еще Обезьяна и Попугай, превосходно сделанные и сыгранные (увы, в программке они указаны просто как актеры театра). Огромные комары, летающие и жужжащие. Ну и, конечно, сам Крокодил, ведомый несколькими актерами. И все же в стилистике спектакля есть что-то неуловимо кукольное. Оживающие на глазах дома, тумбы, призраки, двигающиеся под ритмичную музыку Александра Балаяна – всё выполнено с большим вкусом и изяществом, присущим художнику Елене Луценко.

В основном же спектакль играется в живом плане, для чего, конечно же, потребовалась огромная работа режиссера. Возник настоящий ансамбль, где каждый четко представляет свое место. Не ударили в грязь лицом и исполнители основных ролей: Михаил Каданин (мягкий, интеллигентный либерал Семен Семенович), Владислав Ефанов (вещающий из крокодилова чрева Иван Матвеевич), обаятельная Елена Симанович (жена его, Елена Ивановна, готовая извлечь выгоду даже из пребывания мужа в столь необычном месте) и совершенно неожиданная для меня Елена Киселева в мужской роли начальника Ивана Матвеевича, Тимофея Семеновича, ворчащего на либеральные порядки, заставляющие чиновников лезть даже в пасть крокодила, чтобы о них везде говорили и писали в газетах.

Хочу отдельно остановиться на работе Владислава Ефанова, чья роль сводится фактически к большому монологу во втором акте. Честно скажу: немного сейчас найдется актеров, способных держать внимание зала столь продолжительное время. Монолог его часто прерывался смехом и аплодисментами. А какой-то зритель что-то выкрикнул с места, и артист ему ответил абсолютно в образе своего героя. Причем это совсем не выглядело как подсадная утка. Интересно, случалось ли подобное на других спектаклях? Во всяком случае, это свидетельствует о свободном владении артистом ролью.

Мне почудилось, что дух Валерия Аркадьевича Вольховского незримо витал в тот вечер в зале, и он одобрял все, что происходило на сцене. Ну, а Воронежский театр кукол получил блестящую визитную карточку на все последующие фестивали.

Источник: газета «Коммуна» | № 23 (26971) | Пятница, 27 марта 2020 года

https://communa.ru/kultura/volkhovskiy-odobril-by-krokodila-/
Поделиться
Класснуть