35°
г. Воронеж

Малооблачно, ветер восточный 2 м/с.

• Днём ясно, +33°…+35°, ветер восточный 4,3 м/с.

• Вечером ясно, +25°…+34°, ветер восточный 2,6 м/с.

• Ночью ясно, +21°…+24°, ветер восточный 2,3 м/с.

• Утром ясно, +22°…+33°, ветер восточный 3,7 м/с.

  • $ 73,19
  • € 86,89
07.05.2021 10:00
  • 1403
  • 0
  • 0
Культура

Воронежские радиожурналисты рассказали, почему их профессия никогда не умрёт

07.05.2021 10:00

Накануне профессионального праздника, Дня радио, корреспонденты «Коммуны» пообщались с радийщиками разных поколений и узнали, почему перед эфиром нельзя есть сладкое и  что делать, если собеседник боится микрофона

Воронежские радиожурналисты рассказали, почему их профессия никогда не умрёт

«Общаемся, как на кухне»

Никита КОЧЕРГОВ, шеф-редактор «Наше Радио — Воронеж»:

– «Наше Радио – Воронеж» заработало в тестовом режиме в 2019 году. А с января 2020 года начало полноценно вещать и делать собственные программы. Кто наш слушатель? Активный, думающий, разделяющий общечеловеческие ценности воронежец. Что касается музыкального формата, то мы поддерживаем выбор московских коллег. Они подготовили плейлист, основу которого составляют композиции мастодонтов оте чественного рока – Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, «ДДТ», «Наутилуса Помпилиуса», «Арии». Конечно, представлены в эфире и современные команды – лучшие, интересные, актуальные. Кроме музыки, мы заполняем эфир тематическими программами. Они дают слушателям пищу для размышлений о том, чем живёт город, что понастоящему заботит людей.

У меня интерес к радио из детства – в шесть лет «прилип» к радиоточке и понял, насколько это моё. По образованию я – актёр театра и кино. Считаю, что именно общение объединяет актёрскую профессию с ролью радиоведущего. Здесь важен обмен энергиями. В театре – зрители, в эфире – слушатели.

Гости в эфире – отдельная тема. Даже если ты хорошо знаком с человеком, микрофон может вогнать его в ступор. Поэтому всегда говорю собеседнику: «Нервничать не надо. Общаемся, как на кухне, только без спиртного». Эфир предполагает звонки, общение, для которого сегодня масса возможностей – сотовая связь, мессенджеры.

На протяжении многих лет слышу, что жить радио осталось ровно год. При этом оно никуда не уходит. Наоборот, сейчас мы наблюдаем здесь становление чего-то нового. Людям недостаёт простого общения, ощущения внезапности и сиюминутности происходящего. Да, есть такой новый формат, как подкасты, но там нет настоящего. Нет такого, чтобы слушатель восхитился и воскликнул: «Вот это поворот!».


«Микрофон действует на людей, как удав»

Вера НОВОХАТСКАЯ, радиожурналист с 1986 года:

– Коллектив Воронежского радио был дружным. Новичков брали под своё крыло опытные профессионалы Нелли Викторовна Полякова, Валентина Владимировна Пащенко, Людмила Ивановна Пискарева. У каждой была изюминка, своя душевная тема. Для меня со временем такой темой стала дорожная безопасность детей. Известные дикторы – Вячеслав Амелькин и Лидия Харчева – нам помогали. Подсказывали, как поставить дыхание. Учили правильно выделять голосом основные слова, делать смысловые акценты.

Сегодня в разговорах о радио советских времён часто всплывает слово «цензура». Да, нельзя было упоминать военные части, говорить о заводах, которые работали на оборону. В остальном мы были свободны. Началась перестройка – свободы стало в избытке. Настоящий прорыв произошёл у такого формата, как прямой эфир. Я выработала особый навык: с точностью до секунды определяла, сколько времени прошло с начала эфира. Однажды вела передачу с нынешним главой Роскосмоса, а тогда кандидатом в депутаты Дмитрием Рогозиным. Так он без часов определил, что из отпущенного времени ему не додали 30 секунд эфира. На самом деле ему достались даже дополнительные минуты, потому как все его оппоненты быстро по бумажке зачитали свои выступления и замолчали.

К слову, не бояться микрофона дано не всем. Поэтому радиоведущий – это всегда психолог. Встречает собеседника и ещё за пределами студии вовлекает его в диалог. Здесь важно, чтобы человек не заметил перехода от простой беседы к микрофону. Этот предмет на некоторых людей действует, как удав. И если гость растерялся, надо помочь – подать ему реплику, подсказать какую-то мысль. Микрофон передаёт все нюансы твоих чувств, и слушатели их считывают.


«Радиожурналистика переживает ренессанс»

Наталья ГААГ, редактор студенческого радио ВГУ «Навигатор», режиссёр радиостудии:

– С чего начинается подготовка специалиста для радио? В первую очередь, с изучения жанров. С освоения таких дисциплин, как режиссура на радио, радиодраматургия. С курса актёрского мастерства, где будущим радийщикам ставят технику речи. Попробуйте быстро произнести: «Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки» или «Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!» Чувствуете, как разминается речевой аппарат?

Далее студентов учат работать со звукозаписывающей аппаратурой, в том числе с зумом – портативной студией, с которой можно взаимодействовать дома. Затем радийщики осваивают саунд-дизайн – изобразительно-выразительные средства (музыку, шумы, различные звуки). Наконец, учатся монтировать звук.

В учебной студии мы записываем программы – от выпуска новостей до радио спектаклей. В наши дни радиотеатр переживает ренессанс. Появился мобильный художественный театр – интернет-ресурс, где создаются спектакли в форме экскурсий, путешествий. Поэтому у нас на факультете традиционно высокие требования к качеству текста. Хорошо, чтобы в нём было меньше сложных слов, присутствовала разговорность. Не рекомендуем перед эфиром пить газировку, есть сладкое. Сел к микрофону сытым, во рту слюни и получается то, что называют «жирное чтение». Сел голодным – в желудке урчит, а «говорящий живот» в эфире – та ещё красота! Есть у радийщиков и свой любопытный слэнг. Только коллега поймёт, что значит, например, «я отрезал кусок Пети» (сократил фрагмент интервью с Петей). Как правило, радио работает фоном в машине, на даче. Но это не означает, что радиожурналистика себя изжила. Она бодра и интересна. Особенно в регионах, где создаются потрясающие программы, поднимаются важные темы.


Наталья СТОЛПОВСКАЯ
https://communa.ru/kultura/voronezhskie-radiozhurnalisty-rasskazali-pochemu-ikh-professiya-nikogda-ne-umryet-/
Поделиться
Класснуть