27°
г. Воронеж

Облачно С Прояснениями, ветер южный 2 м/с.

• Днём ясно, +28°…+30°, ветер восточный 1,4 м/с.

• Вечером ясно, +20°…+29°, ветер восточный 1,8 м/с.

• Ночью ясно, +15°…+18°, ветер южный 1,5 м/с.

• Утром ясно, +16°…+28°, ветер западный 0,8 м/с.

  • $ 73,76
  • € 86,84
19.06.2021 08:51
  • 1583
  • 0
  • 3
Культура

Воронежцам показали три спектакля по произведениям Андрея Платонова

19.06.2021 08:51

Платоновский фестиваль искусств познакомил зрителей с яркими постановками по творчеству воронежского писателя

Воронежцам показали три спектакля по произведениям Андрея Платонова

Каждый год на международном форуме искусств показывают новые сценические интерпретации текстов Андрея Платонова. В иные годы зрители могли увидеть до 7 таких постановок. Случалось – даже несколько по одному произведению.


«Режиссёр дала задание переписать тексты Платонова от руки»



В числе рекордсменов по количеству попавших на Платоновфест версий – рассказ «Фро». Самая свежая на сегодня – из Архангельска. Необычна она тем, что родилась в театре кукол по инициативе актрисы Натальи Назаренко, которая теперь исполняет главную роль.

Лауреаты «Золотой Маски», режиссёр Пётр Васильев и художник Алевтина Торик создали вместе не один спектакль. В том, что попал в Воронеж, пространство сцены заполнили бесконечные перекрестья железнодорожных путей. По замыслу художника, это метафора людских судеб: «Они могут перекреститься, но не соприкоснуться, могут сойтись – будет искра».

В Платоновской программе соседствуют на равных правах постановки, осуществлённые в провинции, работы студентов театральных вузов и спектакли известнейших трупп обеих столиц. В 2021-м благодаря появлению в репертуаре «Ювенильного моря» впервые стал участником воронежского форума искусств МХТ имени Чехова.

– Это спектакль о том, как люди впадают в великие коллективные иллюзии и как эти иллюзии приводят к катастрофам, – говорит режиссёр Наталья Назарова.

Здесь помимо одноименной повести, использованы письма писателя. По словам актрисы Вероники Тимофеевой, в начале работы режиссёр дала задание переписывать текст Платонова от руки.

– Когда пишешь, очень многое входит через руку в мозг. Язык входит в тело, в разум, и можно даже импровизировать на нём, - говорит Вероника Тимофеева. - Это мне помогло. Мне язык Платонова уже не кажется сложным, странным. Он естественный и понятный. Эти образы, метафоры, невероятный платоновский юмор... Как их можно не понять?

А актёр Евгений Перевалов признался, что первое время читал текст и примерно до середины произведения не мог понять, о чём оно.

–Стал читать медленнее и начал понимать, - говорит Евгений Перевалов. - Но как сказать текст, чтобы было понятно со сцены? Это казалось непреодолимой задачей! Сейчас уже не так страшно.

То, что получилось, Назарова характеризует как «временами страшную, временами весёлую и очень абсурдную сказку».

«Когда играем, зрители не могут сдержать слёз»



Спектакль «Корова» показали воронежскому зрителю на малой сцене Камерного театра. К творчеству нашего земляка на этот раз обратились в Новокузнецком драмтеатре. Кстати, две «Коровы» на фестиваль уже попали. В 2015 году короткий рассказ превратили в 2-часовое представление. В той постановке были заняты артисты театра «АРТиШОК» из Казахстана. В 2018-м свой спектакль сыграли студенты Российского государственного института сценических искусств. Новая «Корова» родилась из эскиза, созданного на лаборатории «Электрификация» под руководством театроведа Александра Вислова.

Пожалуй, главное своеобразие новокузнецкого спектакля – в статичности. Движения на сцене почти нет, все эмоции и переживания актёры прячут, не выплёскивают наружу. Акцент сделан на письмах Андрея Платонова к жене и сыну. К самому рассказу артисты обращаются лишь в самом начале и в конце.

Декорации лаконичны. На сцене – кровать и стул, рядом – микрофон, свет приглушён. В спектакле заняты трое: мужчина, женщина и ребёнок. Они появляются прямо из зрительного зала, располагаются на сцене и делаются неподвижны. Мужчина садится на стул спиной к зрителям, придвинув поближе микрофон. Место в центре занимает женщина: она стоит, опершись о стену. Мальчик сидит на кровати, обхватив колени руками.

Платоновский рассказ – о мальчике Васе и корове, тоскующей по своему ребёнку, которого продали на убой: «Ей нужен был сейчас только один её сын – телёнок, и ничего не могло заменить его – ни человек, ни трава и ни солнце. Корова не понимала, что можно одно счастье забыть, найти другое и жить опять, не мучаясь более». В спектакле видео с животным проецировалось на левую часть стены, где сидел мальчик. Рядом с изображением коровы возникали факты из её жизни: сколько молока даёт, умеет ли плакать, сколько коров ежегодно убивают. В это время мужчина читал письма Платонова, бросая на пол листы. А женщина пела тихую и ласковую колыбельную и смотрела на мужа, но не могла к нему приблизиться.

Молодые режиссёры Ангелина Мигранова и Родион Сабиров решили, что ярче всего их идея воплотится через размышления самого Платонова. Боль мальчика, который тоскует по убитым корове и телёнку, связывается с утратой, которую ощутил сам писатель. Его сын в 1938 году был арестован НКВД, через пару лет вышел на свободу неизлечимо больным и скоро умер.

Через весь спектакль проходит тема жизни и смерти. Начинается «Корова» с рождения сына женщины, которую зовут Мария. Заканчивается – письмами о смерти сына Андрея Платонова Платона. Постановка пронизана ощущением тоски и щемящего одиночества. Кажется, что выхода нет. Будто не только персонажи, но и все мы беспомощны перед злой и беспощадной системой. Человек ломается, и всё, что у него остаётся – творчество и воспоминания.

Трое артистов связаны кровными узами не только на сцене. Это настоящая семья. Идея привлечь сына актёров Андрея Ковзеля и Илоны Литвиненко пришла к создателям не сразу. Мальчик однажды пришёл на репетицию и в какой-то момент оказался на сцене. Вова признался, что первое время ему было тяжело: он видел, как мама стоит и плачет, но подходить к ней было нельзя.

Актёры признались: когда они играют «Корову» в Новокузнецке, многие зрители не могут сдержать слёз. Несмотря на то, что артисты не двигаются, а один из них вовсе сидит спиной к зрителю, энергетику зала они чувствуют.

Создатели спектакля отмечали, что не ставили перед артистами задачи воплотить какой-то определенный образ. «Корова» каждый раз немного разная. Кажется, что играть, не выплёскивая в зал кипящий котёл эмоций, гораздо сложнее, чем выражать их в мимике и действии.


Фото: platonovfest.com

Светлана ВЯЗНИКОВА, Виталий ЧЕРНИКОВ
https://www.communa.ru/kultura/voronezhtsam-pokazali-tri-spektaklya-po-proizvedeniyam-andreya-platonova/
Поделиться
Класснуть