11°
г. Воронеж

Пасмурно, ветер юго-западный 2 м/с.

• Днём пасмурно, +14°…+15°, ветер юго-западный 3,9 м/с.

• Вечером небольшой дождь, +12°…+14°, ветер северо-западный 0,9 м/с.

• Ночью облачно с прояснениями, +11°…+12°, ветер юго-западный 1,4 м/с.

• Утром пасмурно, +10°…+13°, ветер юго-западный 3,4 м/с.

  • $ 63,76
  • € 71,16
10.10.2019 18:32
  • 490
  • 0
  • 1
Культура

Воскресение – для кого?

10.10.2019 18:32
Воскресение – для кого? В сцене из спектакля заняты артисты Олег Бондарь и Екатерина Пухначёва. Фото предоставлено Воронежским ТЮЗом.

Театр | Воронежский ТЮЗ открыл новый, 56-й сезон инсценировкой романа Льва Толстого «Воскресение» в постановке главного режиссёра Вадима Кривошеева

Неожиданно для ТЮЗа, да? Но, к счастью, прошли те времена, когда репертуар ТЮЗа регламентировался только спектаклями для трёх возрастных категорий. На программке обозначен возрастной ценз – 16+, и вряд ли кто поведёт на спектакль о судьбе проститутки шестилетних детей. Театры Москвы, например, РАМТ и Московский ТЮЗ, давно имеют в своём репертуаре очень «взрослые» спектакли, такие как «Берег утопии» или «Скрипка Ротшильда». Надеюсь, что и к нашему «Воскресению» претензий не будет, тем более что есть о чём поговорить и поразмышлять.

Людмила РОМАНОВА,


театровед

Одним из положительных эффектов спектакля считаю желание перечитать роман Льва Николаевича Толстого. Поразила страстность письма Толстого в сравнении, например, с гармонией и эпическим спокойствием «Войны и мира». Здесь же он так неистово обличает всю современную ему жизнь, устои государства, устои церкви, что становится понятным и отлучение его от церкви, и статья Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции». Конечно, сам Толстой ни в коем случае не призывал к революции, он считал, что обновление мира произойдет путем нравственного самоусовершенствования человека. Эта идея нашла много последователей, так называемых «толстовцев», но не смогла предотвратить кровавую бойню революции.

Герой романа князь Нехлюдов – во многом фигура умозрительная, сконструированная, как бы «подогнанная» под идею. В нем не чувствуется той витальной силы, какая существует в образах Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Анны Карениной или Алексея Вронского. Он совершил грех, за который готов платить полной мерой. Но, право, трудно представить себе человека высшего света, готового следовать за проституткой-каторжанкой, полностью разделив её судьбу. А жены декабристов? – возразят мне. Но декабристы и их жены все-таки были людьми одного круга, кроме того, скрепленные церковным браком, который предписывал разделить судьбу мужа и в счастии, и в горе.

В пользу моей версии говорит тот факт, что в спектакле фигура Нехлюдова в исполнении Олега Бондаря – чисто функциональная. Он всего лишь пружина, которая запускает действие. Все свои поступки совершает чисто механически, безэмоционально. И не на нем сосредоточено внимание постановщика.

Судьба Катюши Масловой – вот что прежде всего интересует режиссера. И он вполне имеет право на свое видение. Все действие выстраивается вокруг Катюши, все действующие лица поверяются отношением к ней.

Актриса Екатерина Пухначева очень искренне и эмоционально исполняет эту роль. Она одинаково убедительна и в сценах, где милая улыбчивая Катюша робко идет на сближение с князем, и в сценах суда, где она не понимает, за что её осудили – ведь она рассказала все, как было. Почему же ей не поверили? И в сцене, где пьяная выкрикивает князю: «Ты мной спастись хочешь!», и в последней сцене прощания, когда она окончательно ему отказывает на предложение стать его женой. Эволюция образа налицо, только она дана не последовательно, как в плавном повествовании от эпизода к эпизоду, а вспышками, так как сцены свободно чередуются наплывами из прошлого в настоящее, и наоборот. Для актрисы это дополнительная сложность, но Пухначева с ней справляется. Решительно отказывается она и от вульгарности, которой можно было бы подпустить (проститутка все-таки!), но душой Катюша чиста, и недаром её выбирает в подруги революционер Симонсон (Иван Маркушев).

В романе Лев Толстой почти каждому персонажу, даже второстепенному, уделяет внимание, описывая его семью, работу, привычки, пристрастия и т.д. И всё для того, чтобы доказать свою основную мысль: царский режим прогнил насквозь, и его надо менять. В двухчасовом спектакле такие подробности невозможны, да это и отвлекало бы от основной мысли. Не очень понятно, правда, почему некоторые актеры исполняют по нескольку ролей, а другие только одну. Возможно, по степени значимости. Вот Фанарин (Олег Столповский) – адвокат, с помощью которого Нехлюдов составляет прошение в сенат. Ловкий, умный, предприимчивый, несомненно, знает свое дело, но главное для него все-таки деньги, которые он очень умело вытягивает из клиентов. Образ создается в основном методом показа, а не психологического проживания. Так принято во многих современных театрах, и Вадим Кривошеев, насколько я могу судить, сторонник именно такого метода.

Похожим образом выстраивает роль тюремного надзирателя Андрей Лунев, тоже вполне убедительный. А вот у кого две или даже три роли, отдают предпочтение какой-то одной, наиболее выразительной. Так, Михаил Кривов хорошо показывает равнодушие Судьи, но невыразителен в роли Доктора. То же можно сказать об Иване Маркушеве, все силы отдавшем Симонсону и не запомнившемся в ролях Священника и Фельдшера. Кира Ковалева, стараясь быть разнообразной, немного пережимает по части «гнусности» Бочковой, а Дмитрий Гусев, наоборот, слишком одинаков в ролях Прокурора и Новодворова.

Некоторое недоумение вызвал у меня Старик (Сергей Барашов), загримированный под Льва Толстого и одетый по-крестьянски, начинающий действие. Я, было, испугалась, что он начнет сейчас морализировать, рассказывать о заповедях Божьих, но, к счастью, обошлось. Но тогда непонятно, что это за фигура. Сценическая конструкция (художник Мария Наумова) выразительна, удобна для актеров. Россия – тюрьма – решение незамысловатое, но точное.

Что в итоге? Вадиму Кривошееву не удалось полностью воплотить гениальный замысел Толстого. Да и возможно ли это вообще? Ту же задачу, которую он перед собой поставил – рассказать о грустной судьбе Катюши Масловой – вполне решил.

Современными театральными средствами.

Источник: газета «Коммуна» | №78 (26926) | Пятница, 11 октября 2019 года

https://communa.ru/kultura/voskresenie-dlya-kogo-/
Поделиться
Класснуть