г. Воронеж

, ветер  м/с.

• Днём небольшой снег, 0°…+1°, ветер юго-западный 6 м/с.

• Вечером небольшой снег, +1°…+1°, ветер юго-западный 4,6 м/с.

• Ночью дождь со снегом, +1°…+1°, ветер юго-западный 4,4 м/с.

• Утром небольшой снег, -1°…+2°, ветер юго-западный 6 м/с.

  • $ 66,2
  • € 74,81
08.02.2018 16:18
Общество

Таловская броня Сталинграда

Подвигу железнодорожников и тружеников тыла жители п.Таловая посвятили мемориальную композицию. В канун 75-летия победы в Сталинградской битвы дополнили её двумя знаковыми плитами.

Победители | Подвиг железнодорожников и тружеников тыла в канун 75-летия победы в Сталинградской битве увековечен в Таловой мемориалом

Этот небольшой посёлок-райцентр с одноимённой железнодорожной станцией, наряду с Острогожском, Россошью, Лисками, Коротояком и Гремячьим, носит почётное звание «Населённый пункт воинской доблести». Таловая с честью оправдала выпавшую на её долю фронтовую судьбу – стала «крепким орешком» не только на пути к Сталинграду, но и на всём Юго-Западном и Воронежском фронтах.

Николай КАРДАШОВ
Таловский район

Уже на седьмой день с начала войны на фронт из Таловой ушли 476 мужчин, которых заменили женщины и дети даже в профессиях далеко не женских.

Таловчанки Наталья Гусакова, Ксения Шарова, Мария Сорокина, освоив профессию машиниста паровоза, стали под непрерывными бомбёжками водить к фронтам воинские эшелоны. Героизм на станции Таловая стал делом обыденным. Так, маневровый машинист В.П.Маслов, тяжело раненный осколками бомбы, вывел из-под удара фашистских бомбардировщиков санитарный поезд с ранеными красноармейцами.

Став ближним тылом, Таловая летом 42-го приняла более полутора тысяч беженцев из Украины и Белоруссии. Сюда же были эвакуированы и Лискинское отделение ЮВЖД, и многие семьи железнодорожников. А когда гитлеровцам удалось перерезать железные дороги, ведущие к осажденному Сталинграду, его снабжение живой силой и техникой стало осуществляться по линиям Таловая – Калач и Таловая – Поворино. На 94-километровой однопутной ветке Таловая – Калач пришлось усилить главный и станционные пути, построить четыре новых разъезда, увеличив тем самым провозную способность магистрали в четыре раза. И этот ход принёс свои результаты.

Уже в октябре 42-го оперативные перевозки для Сталинградского фронта составили 116 эшелонов, для Донского – 127, для Юго-Западного – 265 поездов. Лишь за один октябрь в Сталинград из Таловой доставили 3207 вагонов одних только боеприпасов! И на каждом вагоне, как пропускной пароль, таловские железнодорожники выводили надпись мелом: «Для Сталинграда». Под бомбами и обстрелами через Таловую к передовым позициям за шесть месяцев прошло столько поездов, сколько в мирное время проходило за полтора года.

За фронтовые деяния Таловой – Лискинскому отделению ЮВЖД – пять месяцев подряд присуждалось Красное знамя Государственного Комитета обороны, затем его оставили на вечное хранение.

Активно помогало действующей армии и население Таловой и района. Женщины, дети и старики рыли окопы и бомбоубежища, ремонтировали железнодорожный путь, расчищали от снега взлётно-посадочные полосы прифронтовых аэродромов, выхаживали в госпиталях раненых красноармейцев.

Так, 25 ноября 1942 года областная газета «Коммуна» опубликовала обращение тружеников села и Постановление бюро обкома ВКП(б) «О почине таловских колхозников по сбору средств на танковую колонну «Воронежский колхозник». Они собрали на постройку танков для колонны и самолётов для эскадрильи «Таловский колхозник» 4 миллиона 900 тысяч рублей и подписались на Государственный заём на сумму 10 миллионов 869 тысяч рублей. Кроме того, в Фонд обороны сдали 1617 тонн хлеба. Десять таловцев за подвиги в боях за Родину удостоены звания Героев Советского Союза.

Лишь за один октябрь в Сталинград из Таловой доставили 3207 вагонов одних только боеприпасов! И на каждом вагоне, как пропускной пароль, таловские железнодорожники выводили надпись мелом: «Для Сталинграда».

Подвигу своих земляков-железнодорожников и тружеников тыла благодарные потомки посвятили мемориальную композицию, установленную по инициативе учительницы-краеведа Натальи Фень на Привокзальной площади посёлка в канун 70-летия Победы. А первого февраля нынешнего года, в канун 75-летия победы в Сталинградской битвы, дополнили мемориал двумя знаковыми мраморными плитами, которые и открыли на торжественном митинге.

На первой мемориальной плите надпись гласит: «С июля 1942 года по февраль 1943 года станция Таловая являлась важным звеном в снабжении войск Сталинградского, Юго-Западного и Воронежского фронтов». На второй в мрамор впечатаны строки: «Героический труд таловских железнодорожников и тружеников тыла способствовал разгрому врага под Сталинградом, освобождению Воронежа, Харькова, Ворошиловграда».

– Этот памятник железнодорожникам и труженикам тыла – не просто способ увековечить историю. Это способ сохранить память о трудовом подвиге наших земляков в годы войны, – подчеркнул, выступая на митинге, глава Администрации Таловского муниципального района Воронежской области Виктор Бурдин.

Поблагодарив жителей, ветеранов войны и труда, районную администрацию за сохранение исторической памяти и уважение к подвигу железнодорожников, заместитель главного инженера ЮВЖД по Лискинскому региону Сергей Камышов отметил: «По сути, это второй на ЮВЖД, после Лисок, памятник железнодорожникам – воинам, труженикам, героям».

Присутствовал на торжествах и ветеран-фронтовик, Почётный житель Таловой Алексей Гусев. Из юношей его класса предвоенного выпуска, пройдя через ад боёв за Воронеж, в живых остался лишь он один.

После торжеств представители администрации и районного Совета ветеранов навестили на дому участников войны Александра Цепляева, Марию Шумлину, Анну Каширскую и Марию Чернобровую и тепло поздравили их с 75-летием победы в Сталинградской битве.


За крепкую память земляков поблагодарил глава Администрации
Таловского района Виктор Бурдин. Фото Елены Майбородиной

Источник: газета «Коммуна» | № 10 (26757) | Пятница, 9 февраля 2018 года

Плюсануть
Поделиться
Класснуть