г. Воронеж

Пасмурно, ветер юго-восточный 6 м/с.

• Днём пасмурно, +1°…+2°, ветер юго-восточный 5,4 м/с.

• Вечером пасмурно, 0°…+1°, ветер юго-восточный 5 м/с.

• Ночью пасмурно, -2°…-1°, ветер юго-восточный 4.6 м/с.

• Утром пасмурно, +2°…+2°, ветер юго-восточный 5,4 м/с.

  • $ 75,85
  • € 90,46

История газеты

25.08.2019 11:02
  • 132
  • 0
  • 0
О чём писала «Коммуна»

Немного солнца в чайной чашке

Немного солнца в чайной чашке


Светлана Викторовна ВОРОБЬЁВА родилась в 1993 году в Ельце Липецкой области. Окончила факультет журналистики ВГУ в 2015 году и пришла в «Коммуну» корреспондентом отдела информации. Дважды лауреат городского конкурса в области журналистики (2015, 2016).


Когда я зашла в мастерскую воронежского гончара Анны Сычиковой, то мне первым на глаза попался сложной воздушной формы светильник. Затем начала разглядывать иные предметы, которые находились в уютной светлой комнатке, расположенной в доме на улице Куцыгина. Заготовки лисят и бегемотиков и подсвечники в форме кувшинок, тарелки, покрытые синей, словно морская гладь, глазурью, в которой белым пятнышком плавает маленький кораблик. Здесь пахнет влажной свежей глиной и чаем, который мне с порога предложила хозяйка мастерской.

Хрупкое дело

– Моё увлечение керамикой началось ещё в Орле во Дворце пионеров, куда мы ходили вместе с сестрой, – рассказывает о своём творческом пути Анна Сычикова. – Потом начала учиться по специальности, далёкой от изобразительного искусства – на сборщика полупроводниковых приборов и микросхем, а моя сестра поступила в строительный техникум. И у нее был предмет «ручная лепка». Её преподаватель сказал, что есть недобор на отделение декоративно-прикладного искусства в Орловский педуниверситет, а там как раз керамику преподавали. Я решила поступить, но не прошла, взяли же меня на «изобразительное искусство». Часто ходила к друзьям в «керамичку», параллельно искала, где можно более серьезно научиться. В Интернете где-то в 2008 году наткнулась на объявление, что в Воронеже приглашают в мастерскую для обучения. Позвонила, сказали, что эта информация висит уже четыре года, но всё равно пригласили. Так я попала к воронежскому керамисту Андрею Сидорову. Приехала, училась гончарному делу у него, а основной хлеб зарабатывала тем, что лепила котят с улицы Лизюкова. А года три назад ушла в свободное плавание.


Керамист Анна Сычикова со своим творением

Самостоятельная деятельность – всегда рискованное дело. А керамика – вещь довольно хрупкая, которая требует особого внимания не только при транспортировке, но и в процессе работы над ней. Небольшие нарушения технологии – и вот они нежелательные последствия. Изменилась температура в печке – потекла глазурь, открыл случайно крышку – изделие раскололось. А недосушенная глина может вообще рассыпаться от высокой температуры.

– Керамика сложна тем, что невозможно сразу получить результат. Всегда есть большой риск, что что-то треснет, поведётся. Пузырёк воздуха – и изделие взорвётся. Нужно быть всегда готовым, что из печки выйдет не то, что ты ожидал. Допустим, температура при обжиге изменилась на 20-30 градусов, и глазури смешались, поэтому цвет изменился. Керамист – это такая профессия, где нужно терпение и умение не привязываться к результату, – поясняет Анна Сычикова.

Доброта в деталях

Замечаю, что на столе в мастерской находится много кружек, и ещё каких-то занятных вещиц, но не могу оторвать взгляд от удивительного светильника.

– Мне очень нравится модерн. А именно арт-нуво XIX века. В этом направлении меня привлекают изящные формы, хорошая работа с глазурями. А ещё источником вдохновения является мультипликация, легенды, сказки народов мира, вдохновляют орнаменты, особенно кельтские. Хочется создавать добрые и милые вещицы, которые украсят дом и принесут людям радость. Декоративно-прикладное искусство должно быть приятно в быту. Можно слепить неимоверной красоты чайник, но им будет неудобно пользоваться. Важно сочетать эстетику и универсальность.

Одним из вдохновляющих моментов Анна назвала и преподавательскую работу. Проект «Чашка солнца» появился в сотрудничестве с художниками-керамистами Валерией А-Ро и Марией Гарновой. Они обучают воронежцев работе с глиной.

– Приходят люди со своими идеями, что-то можно почерпнуть новое и для себя во время реализации задумки. У меня была ученица, которая лепила образ женщины, перетекающий в здание замка.

Глина вместо таблеток

Конечно, мне стало интересно, а кто записывается на курсы «погончарить». Изначально думала, что это люди, связанные с творчеством, а именно – художники. Но оказалось, что немало офисных работников. Конечно, приходят учиться и люди, занимающиеся исторической реконструкцией.

– Многие канцеляристы садятся за гончарный круг и с радостью восклицают, что все негативные мысли уходят прочь. Человек отключается от каких-то своих проблем и сосредотачивается на глине, думает лишь о том, чтобы получилась задуманная форма.

К Анне в мастерскую приходят и художники, которые хотят попробовать себя в керамике, но мало кто задерживается. Иногда случалось так, что кто-то тонко и долго расписывал какую-нибудь кружечку, выводил узоры, а глазурь взяла и потекла, поэтому орнамент слился. Это разочаровывает и отбивает желание работать с таким непредсказуемым материалом.

– А вообще, когда человек занимается творчеством, он получает эмоциональную «подзарядку», – говорит Анна. – Известно, что когда человек рисует орнаменты, то психика структурируется, гармонизируется. Как рисунок, так и керамика – мощный инструмент арт-терапии, в котором также задействована мелкая моторика.

– То есть в своем роде вы – арт-терапевт? – спрашиваю я Анну.

– В некотором роде, да. Люди приходят в нашу студию пообщаться, отдохнуть. Хочу отметить, что у нас в России психологические заболевания лечат медикаментозно, а в Европе с ними справляются арт-терапией, в том числе и глиной. Сейчас за границей у многих дома стоят гончарный круг и печка, потому что там это доступно. Однако отмечу, что работы, сделанные в дурном настроении, практически никогда не выживают: они либо трескаются в печке, либо потом разбиваются.

Анна Сычикова отмечает, что человеку свойственно стремление к самовыражению, а мир заполнен однотипными товарами.

– Сейчас существует 3D-принтер, на котором можно напечатать всё что угодно. Однако в таких вещах не хватает простого человеческого тепла.

Путь к себе

Заглянуть в глубь себя, найти свой стиль – важная составляющая успеха любого творческого человека, считает Анна. Художник всегда говорит об универсальных вещах, но используя свой уникальный язык.

– Остаются на плаву только мастера со своим стилем. Если он у тебя есть, то ты обзаводишься заказчиками. Штамповка быстро сходит на «нет». На копировании можно продержаться год, максимум два, хорошо зарабатывать, а потом всё равно приходится искать новое. Мастеру нужно быть готовым к тому, что его идеи подхватят. Но важно не останавливаться и всегда придумывать что-то и новое. Даже какие-то свои классные задумки не стоит тиражировать слишком много. Копирование оправдано в одном случае – если ты нашёл очень интересную форму или технический приём, но всё равно модернизировал их под свой стиль. А настоящее творчество – это прежде всего идеи. Использование же какого-то приёма без смысловой наполненности – это ремесленничество.

В завершение нашей беседы Анна Сычикова поделилась ещё одним волнующим её вопросом.

– В нашем деле есть одна большая проблема – она заключается в том, что нет преемственности в гончарном деле. В Европе гончарные мастерские существуют 400-500 лет, а у нас такого нет, но очень хочется, чтобы появилась здоровая преемственность. Тогда начинающие керамисты перестанут тратить время на восстановление технологии, а начнут сразу заниматься творчеством.

Светлана ВОРОБЬЁВА.

«Коммуна», 7 марта 2017 года.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть