19°
г. Воронеж

Облачно С Прояснениями, ветер западный 4 м/с.

• Днём облачно с прояснениями, +20°…+22°, ветер южный 4,2 м/с.

• Вечером небольшой дождь, +15°…+19°, ветер южный 1,5 м/с.

• Ночью небольшой дождь, +14°…+14°, ветер северо-восточный 1,1 м/с.

• Утром небольшой дождь, +14°…+16°, ветер северный 1 м/с.

  • $ 69,71
  • € 77,63
28.04.2020 16:15
  • 903
  • 0
  • 1
Культура

Остановка по дороге домой

28.04.2020 16:15
Остановка по дороге домой Репертуар Воронежского театра драмы в «Борисоглебской правде».

Виталий ЧЕРНИКОВ


(Окончание. Начало в №31)

В число показанных на борисоглебских гастролях постановок по произведениям русских классиков попал спектакль «Без вины виноватые». «Взяв героев из хорошо известной ему среды русских актёров второй половины девятнадцатого столетия, А.Н.Островский показал, как тяжёл и тернист был путь даже самых талантливых из них в те годы, когда в русском театре хозяйничали и распоряжались судьбами актёров безграмотные антрепренёры и меценатствующие баре, чиновники и купцы, видевшие в театре только лёгкое развлечение, а в актёре и актрисе покорных исполнителей своих, далеко не всегда чистых похотей», – читаем в газетном анонсе. «Борисоглебская правда» рассказывала, похоже, о каждом показанном воронежцами представлении. Иногда то были развёрнутые анонсы за подписью зав. литчастью Ольги Стиро, но печатались и полноценные рецензии за авторством Д.Пресс (порой подписанные инициалами Д.П.).

Вот, к примеру, отклик на спектакль «Встреча в темноте » – завязка пьесы Фёдора Кнорре (а, возможно, и всё её содержание) излагается в первых строках: «Город эвакуировался. Советские люди увозили всё, что могли, от немецких разбойников. Молоденькая учительница Варя, закончив укладку школьного имущества, ждала автомобиля. Однако она не уехала. Жизнь подвергла девушку тяжкому испытанию: она вручила Варе судьбу четырёх раненых красноармейцев. Ежеминутно рискуя попасть в лапы немецких палачей, Варя выходила трёх воинов». Рецензент отмечает – содержание пьесы «несложно. Но каждая картина имеет свою туго заведённую сюжетную пружину, в каждой картине есть своя удачная интрига, которая держит зрителя в состоянии напряжённого внимания». Как видим, автор статьи не только владеет пропагандистскими штампами военного времени, он способен отнестись к представлению как обычный зритель, которому, скорее всего, нет дела до «идейного содержания», но интересен динамичный сюжет.

Рецензия содержит немало так называемых «спойлеров» для тех, кто захотел бы посмотреть «Встречу в темноте» позже. Например, сообщается, что сыгранная Верой Рощиной главная героиня, которая «научилась изо дня в день бесстрашно смотреть в лицо смерти, умело и находчиво обманывать врагов», в одном из эпизодов «даже нашла в себе решимость ударом ножа покончить с немецким ефрейтором». Однако и приведённый выше пересказ содержания сохраняет некоторую интригу даже в спойлере. Ага, значит, к Варе попали четыре красноармейца, а осталось-то только трое. Четвёртый, видимо, погиб, но что случилось – об этом читатель мог узнать, лишь побывав на представлении.

Были и не только спектакли. Так, 15 июля областной театр драмы провёл совместно с Воронежским отделением Всероссийского театрального общества вечер, посвящённый сорокалетию со дня смерти А.П.Чехова. Видение творчества и мировосприятия писателя, впрочем, интерпретировалось вполне в духе времени. Обратимся к газетному отчёту о событии. «Н.Данилин (видимо, опечатка: в анонсе указано имя Н.И.Данилова. – В.Ч.) сделал содержательный доклад о писателе-патриоте, в произведениях которого отразилось предчувствие надвигавшейся очистительной грозы революции (выделено мной – В.Ч.). Задушевно, с большой теплотой прочёл рассказы Чехова «Тоска» и «Ванька» артист П.Вишняков. В хорошо инсценированном рассказе «Ведьма» особенно запоминается характерная фигура Савелия Гыкина, изображённая артистом Д.Ленским. Прекрасно провёл сцену монолог (так! – В.Ч.) «О вреде табака» Заслуженный артист РСФСР В.Флоринский. (…) Заслуженный артист РСФСР В.Зимбовский и артист А.Пальмин живо исполнили шутку «Трагик поневоле».

Завершила программу шутка в одном действии «Юбилей ». Автор заметки Д.Пресс, признавая достоинства увиденного, в конце отмечает, что «программа вечера носила несколько случайный характер» – дескать, «более вдумчивый выбор произведений дал бы зрителю более глубокое представление о великом писателе, творческий путь которого озарён его же афоризмом: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».


Режиссёр А.Новоскольцев поставил пьесу бывшего конструктивиста Ильи Сельвинского «Генерал Брусилов». В этой роли блистали Заслуженный артист РСФСР Василий Флоринский и актёр Александр Шатов.

Ситуация войны подталкивала к созданию разножанровых постановок, так или иначе связанных с военно-патриотической темой. Как известно, важным элементом советской пропаганды в те годы стали имена полководцев царской России. В афише Воронежского областного театра такое имя тоже присутствовало. Режиссёр А.Новоскольцев поставил пьесу бывшего конструктивиста Ильи Сельвинского «Генерал Брусилов». В этой роли блистали Заслуженный артист РСФСР Василий Флоринский и актёр Александр Шатов. Пьеса, судя по всему, была типичным продуктом эпохи, произведением, в котором пропагандистская составляющая была важнее эстетической (видимо, не случайно в шеститомник Сельвинского, вышедший в начале 1970-х, пьеса не включена). История России до октября 1917 года, разумеется, тоже трактовалась в соответствии с партийными установками момента: «Брусилову приходилось вести борьбу не только с явным врагом, показанным в пьесе в лице известного немецкого генерала Людендорфа, но и с тайными противниками нашей победы, с генералами русской армии, непосредственно окружавшими ничтожного и безвольного Николая II» (выделено мной).

…А пока воронежская труппа пожинала плоды первого успеха в Воронежской области, хозяевам здания, в котором работали гости, жилось непросто. Ведь борисоглебская труппа на несколько месяцев лишилась возможности полноценно работать. В областном Госархиве (фонд Р-2951) хранится написанная в декабре 1944 года докладная директора театра имени Н.Г.Чернышевского Симягина начальнику Воронежского отдела по делам искусств: «С приездом в Борисоглебск областного театра драмы намеченная производственно-техническая линия резко изменилась, чему способствовали следующие обстоятельства:

1) У театра не стало постоянной базы, в силу чего спектакли проходили в Песковском, Байчуровском, Новохопёрском, Еланьколенском, Жердевском (Тамбовской обл.) и др. районах.

2) Небольшие по масштабам, плохо оборудованные, различные по размерам площадки; невозможность достаточно подвезти и качественно приспособить вещественное оформление, всё это не могло способствовать творческому росту театра, наоборот, нужны были огромные усилия удержать спектакли на прежнем уровне.

3) Трата времени на переезды, бивуачные жизненные условия, необходимость сохранить и обработать оставленные в Борисоглебске огороды свели на нет все репетиционные возможности. Поделочный и другие подсобные цеха едва справлялись с исправлением поломок и приспособлением к размерам и, естественно, не могли осуществить ни одного нового оформления.

Это состояние окончилось лишь с момента водворения театра на базу, когда театр после вынужденного отпуска с 26 октября 44 г. приступил к репетиционной и подготовительной работе к открытию зимнего сезона».

Проблем, с которыми столкнулась борисоглебская труппа по «вине» воронежских коллег, я бегло коснулся в давней статье о жизни хозяев здания в 1941-1945-м, процитировав протоколы собраний парторганизации творческого коллектива. «В связи с приездом Воронежского театра наши сметные данные нарушены », – заявил, к примеру, 24 ноября в своём отчёте на закрытом партсобрании директор С.Г.Симягин. «Тяжёлая обстановка в театре создалась с момента приезда Воронежского театра. С их приездом мы успокоились, передали им руководство всего помещения театра», – констатировал член месткома А.Н.Ремаев.

В Воронеже здание театра могло принять артистов к концу ноября – хоть, по словам Зиновия Анчиполовского, и не было полностью отстроено. Домой труппа вернулась лишь 5 декабря – чтобы увидеть город, ещё только поднимающийся из руин. Жить артистам пришлось прямо в здании театра.

Первый спектакль на своей сцене они показали 31 декабря 1944-го. Думается, выбор пьесы для открытия был не случаен: воронежцы увидели «Горе от ума», постановку, созданную далеко от границ нашей области.

В истории воронежской драмы началась новая глава.

Источник: газета «Коммуна» | № 32 (26980) | Среда, 29 апреля 2020 года

https://communa.ru/kultura/ostanovka-po-doroge-domoy-28042020/
Поделиться
Класснуть