22°
г. Воронеж

Ясно, ветер юго-восточный 1 м/с.

• Днём малооблачно, +24°…+26°, ветер северо-восточный 1,5 м/с.

• Вечером малооблачно, +18°…+25°, ветер восточный 1,9 м/с.

• Ночью ясно, +13°…+16°, ветер северо-восточный 1 м/с.

• Утром ясно, +14°…+24°, ветер восточный 1,1 м/с.

  • $ 74,15
  • € 87,22
13.07.2020 18:26
  • 492
  • 0
  • 0
Общество

Улыбка исходит от разума

13.07.2020 18:26
Улыбка исходит от разума Анатолий Бавыкин за рабочим столом в редакции «Коммуны». Фото Михаила Вязового (архив «Коммуны»).

Судьба и книга

Шестую свою по счёту книгу Анатолий Бавыкин назвал «С улыбкой в ногу». А первая глава в ней – «Смех. Да и Толька». Именно такое словосочетание он вынес на обложку первой книжки, которая появилась в январе 2002 года в серии «Библиотека газеты «Коммуна». Кстати, она выдержала два издания.

Виктор СИЛИН


Помнится, затеяли мы тогда новое дело – выпуск своей библиотечки. Хотелось, конечно, заявить о себе сразу ярко и запоминающе. К тому времени замредактора Бавыкин уже девять лет вел на страницах «Коммуны» рубрику «Всегда на этом месте рисует Анатолий Бавыкин». Рубрика пользовалась у читателей невероятной популярностью. Карикатуры на злобу дня вызывали массу откликов. Вот и подумалось: а не собрать ли под одной обложкой наиболее запомнившиеся (к сожалению, не устаревшие и по сей день) карикатуры Анатолия Петровича? К тому же он автор юмористических рассказов, иронических стихов и афоризмов (последний названный жанр обусловил его многолетние приятельские отношения с самым известным воронежским афористом Аркадием Давидовичем).

Долго уговаривать Бавыкина не пришлось. Собрал он всё, что посчитал возможным опубликовать, придумал название рубрик-разделов, написал предисловие «От автора». «Хохмить всегда приходилось без отрыва от «нормальной» журналистской работы, – сообщал Бавыкин восемнадцать лет назад. – Писал очерки о металлургах и оленеводах, ходил за репортажами к Северному полюсу и заполярным нефтяникам. Юмористическую дурь не выбило даже многолетнее пребывание в кресле редактора областной газеты».

Это было тогда, когда Анатолий Петрович работал в Мурманске. А потом он вернулся в родной Воронеж и пришел на должность замредактора в нашу «Коммуну».

Кстати, о Воронеже. В новой книге «С улыбкой в ногу» ему отводится как минимум две главы. И честно скажу: для меня они – самые интересные. Нет, всё, о чем пишет Бавыкин, очень даже занятно (и чуть ниже я скажу об этом), но Воронеж есть Воронеж.

Вот переулок Пушкарский, который знал всю подноготную юного Тольки. То, например, что его мама, Мария Федоровна, была из поколения людей, живущих для других. Удивительной рассказчицей слыла его бабушка Апрося (может, это её творческий ген и передался внуку?). Отсюда, с Пушкарского, он вместе с другом детства Валеркой Бартосиком бегал на репетиции в народный театр Дворца пионеров. А повзрослев, отправлялся на танцы. «Закатывал штаны, надевал калоши, и с ботинками в руках преодолевал лужи, – пишет Анатолий Бавыкин. – Сзади шагала мама в резиновых сапогах. Доходили до асфальтной дорожки, я натягивал ботинки, а мама с моими калошами возвращалась домой».

А вот и сам переулок Пушкарский, сплошь состоявший «из частных домов и домишек, между которыми пролегла пыльная дорога с небольшими островками травы».

Эта же пыльная дорога привела Тольку Бавыкина сначала в редакцию «Молодого коммунара», а потом и в «Коммуну». Приносил, конечно, карикатуры, изошутки. «Удивительное чувство – видеть своё творение на газетной странице, – делится с читателями Анатолий Бавыкин впечатлениями о своей первой публикации в десятом классе. – Даже не верилось, и чтобы развеять сомнения, я на велосипеде объехал десяток ближайших киосков «Союзпечати». В каждой купленной газете красовалась моя карикатура».

Вскоре он начинает посещать школу молодого журналиста, существовавшую при «Молодом коммунаре». Рядом с ним сидели на занятиях Олег Шевченко и Эмма Носырева, впоследствии известные журналисты «Коммуны». Наставлял Анатолия и художник Юрий Рачинский, сначала работавший в «Коммунаре», а потом – в «Коммуне». «Теории почти не было, – вспоминает Бавыкин. – Журналисты щедро делились своим опытом и давали конкретные задания – не абстрактные, а исходящие из планов молодежной газеты».

Кстати, факультет журналистики Анатолий Петрович не оканчивал, хотя в 22 года был принят в Союз журналистов СССР. По специальности он режиссер. Высшее театральное образование получил в тогдашнем Ленинграде. От него не раз приходилось слышать о том, что невозможно научить человека писать, если у него нет хоть малой искры Божьей. Писать – не в смысле правильно выводить буквы.

То там, то здесь на страницах книги натыкаешься на «ахиллесовы пяты печати». Для него, профессионала-практика с более чем шестидесятилетним стажем газетчика, трудно, почти невыносимо сознавать, что многие печатные СМИ «опустились до уровня спальни и унитаза».


По специальности он – режиссёр. Высшее театральное образование получил в тогдашнем Ленинграде. От него не раз приходилось слышать о том, что невозможно научить человека писать, если у него нет хоть малой искры Божьей.

Да, он из шестидесятников, из времени романтиков, когда ехали «за туманом и за запахом тайги». Он подался на Север, сначала был Мончегорск, где он работал в городской газете, а потом перевели («взяли») в Мурманск, в областную «Полярную правду». Раньше я не знал, пока не прочитал в книге «С улыбкой в ногу» о том, что, оказывается, Петрович участвовал в первом высокоширотном походе атомохода «Сибирь».

Тогда ледокол через Северный полюс провел сквозь монолит первозданных льдов два судна с оборудованием для газовиков Ямала. Писал он о первой в стране приливно-отливной электростанции (нам в школе на уроке географии учительница, помнится, рассказывала, что появилась в стране такая станция. – В.С.). Участвовал в торжественной отгрузке первой нефти с острова Колгуев в Баренцевом море. Делал репортаж с «поднебесного» рудника на плато Расвумчорр, о котором Юрий Визбор пел: «На плато Расвумчорр не приходит весна, // На плато Расвумчорр всё зима и зима».

И это всё он – Анатолий Бавыкин.

Где бы Бавыкин ни бывал, о чем бы ни писал, обязательно находил повод и место для шутки, доброй улыбки, ироничного взгляда. Он всегда боялся и боится людей без чувства юмора, потому что их реакция непредсказуема. Стремился создавать вокруг себя атмосферу легкую, но не легковесную. И на все сто процентов согласен с писателем и журналистом Сергеем Довлатовым, считавшим, что юмор – это улыбка разума.

Источник: газета «Коммуна» | № 52 (27000) | Вторник, 14 июля 2020 года


https://communa.ru/obshchestvo/ulybka-iskhodit-ot-razuma-/
Поделиться
Класснуть