-11°
г. Воронеж

Облачно С Прояснениями, ветер юго-западный 1.3 м/с.

• Днём небольшой снег, -9°…-8°, ветер юго-западный 3.3 м/с.

• Вечером небольшой снег, -11°…-9°, ветер юго-западный 1.4 м/с.

• Ночью небольшой снег, -14°…-12°, ветер южный 1.7 м/с.

• Утром небольшой снег, -14°…-12°, ветер южный 1 м/с.

  • $ 78,64
  • € 88,92
11.12.0176 06:38
  • 5439
  • 0
  • 0
Культура

Времена меняются – мелодии остаются

11.12.0176 06:38

Всю жизнь воронежец Леонид Насонов коллекционирует пластинки. В небольшой комнате – целое собрание музыкальных сочинений. Он и компьютер купил для того, чтобы можно было систематизировать весь объем информации.

Времена меняются – мелодии остаются

Увлечённые | Всю жизнь Леонид Насонов коллекционирует пластинки

В его небольшой комнатке – целое собрание музыкальных сочинений. На книжных полках – история музыки, на стенах – старые фотографии джазовых музыкантов, афиши концертов… Но главное сокровище Леонида Насонова – это коллекция виниловых пластинок. Всю жизнь он собирал это богатство. Здесь есть и Дюк Эллингтон, и Луис Армстронг, и Каунт Бейзи, и Нат Кинг Коул, и Элла Фитцджеральд.

Коллекция пластинок постоянно менялась – появлялись одни, исчезали другие. Вернее, дарились от всего сердца друзьям и близким. Свои самые старые пластинки Леонид Иванович давно подарил фанатам патефонной музыки - есть ценители старой пластинки и «состаренного звука», любители шипения и треска.

Сам коллекционер слушает любимых исполнителей в более чистом Интернет-звучании.

- Сегодня нет необходимости бегать в поисках редкого произведения – все есть в Сети. Там звучание – великолепное, а разницу в чистоте звука человеческое ухо уловить не в состоянии, - уверен Леонид Насонов. - Мир изменился. Сегодня мало кто ценит, понимает и любит классическую музыку. Исчез и композитор в общепринятом смысле слова. Его вытеснил сочинитель-дизайнер или сочинитель однодневных песенок. Это раньше люди тратились на пластинки и кассеты, обменивались записями, переписывали их на плёнку. Раньше, до того как открылся «железный занавес», музыкальные новинки, в основном – джазовые, приходилось в буквальном смысле вылавливать из музыкального потока радиоэфира. Но и с помехами, и плохой слышимостью они, тем не менее, доставляли ценителям невероятное удовольствие. Еще бы! – захватывающие дух мелодии, виртуозное исполнение и … запретность «плода» - все это заставляло трепетать сердца джазменов.

- У меня были свои поставщики «винила»: один – из Винницы, который «подбрасывал» мне джаз на Амиге, вспоминает коллекционер. – Конечно, были связи и с Москвой, Ригой, Краснодаром, Уфой. Вообще, чтобы иметь любимые композиции в своих коллекциях, мы образовали настоящую всесоюзную библиотеку – посылали друг другу пластинки в разные концы страны для перезаписи на бобины, а потом ждали их обратно. Никогда друг друга не видели, но доверяли, и ни одного сбоя за 15-20 лет! «Мелодия» (Всесоюзная фирма грамзаписи в годы СССР. – М.К. ) в свое время выпускала очень интересные сборники, но повсеместным распространением тогда никто не занимался. Большие партии отправляли в крупный город, например, в Свердловск или Тамбов. И начинался обмен письмами: «К вам пришла такая-то пластинка? Нет? Пришла другая? Высылайте». Так мы создавали свои коллекции.

В свое время на просторах страны начал выходить журнал «Америка», который описывал образ жизни простых американцев. Этот журнал в 60-е годы мы зачитывали до дыр. Я подметил, что средний американец обязательно имеет «вертушку» (проигрыватель), регулярно покупает пластинки, но не складывает их мертвым грузом, не захламляет дом, а после некоторого времени сдаёт их в комиссионный магазин. Некоторые наши земляки покупали их за один доллар и высылали в Россию. Несколько таких пластинок есть и у меня.

Коллекция пластинок, как и любая другая, требует повышенного внимания. Содержание 200-300 пластинок еще можно держать в голове, но когда их количество превышает две тысячи – это невозможно. Леонид Насонов и компьютер купил для того, чтобы можно было систематизировать весь объем информации по темам и композиторам - без этого коллекция не имеет смысла. Получилось два больших раздела: классическая музыка,- от раннего средневековья до последних романтиков, и джаз - от рэгтайма до позднего Эллингтона.

Среди пластинок, безусловно, есть у него и редкие экземпляры. Кто сегодня помнит Ирвинга Берлина? А ведь с этого композитора, по сути, и началось победное шествие джазовой и развлекательной музыки по миру. Он, кстати, - наш соотечественник, родился в Белоруссии. После него были Джордж Гершвин, Коул Портер, Гарольд Арлен, Ричард Роджерс. Венцом этой плеяды стал Генри Манчини со своим шедевром «Moon River – 1961» и другие звезды, которые составили гордость и славу мировой, не только американской музыки.

- Современным композиторам (если представить, что они есть) не для кого писать - джазовых исполнителей достойных нет, - считает Леонид Насонов. - А нынешняя молодежь предпочитает однообразное «тум-ба, тум-ба, тум-ба..». Может, поэтому многие из них занялись декоративной музыкой – пишут для фильмов, клипов, картинок. А убери картинку – и нет музыки!

Любимой пластинки у коллекционера нет – все зависит от настроения: сегодня нравятся органные прелюдии, завтра - джазовые композиции. А совсем недавно он научился сам создавать сборники CD и DVD – со всех доступных сайтов собирает жемчужины инструментального и певческого искусства и объединяет их в одном сборнике. Одна из последних его работ – «Rosemary Clooney». В 50-х годах весь Воронеж, впрочем, как и весь мир, распевал её первый хит «Mambo Italiano».


Леонид Насонов – страстный любитель музыки. Фото Михаила Квасова

Судьба была благосклонна к Леониду Насонову. Он стал профессионалом сразу в двух областях: работал инженером-строителем и преподавателем музыки по классу гитары. А до этого, в 60-х годах, играл у Нестерова при Воронежской областной филармонии. Ездили по гастролям, выступали перед рабочим классом. Тогда это было престижно. В бригаде были трио, певица, фокусники… Бывали в забытых Богом местах, но платили за выступления хорошо. Однажды, вернувшись из гастрольного тура, Леонид Иванович смог позволить себе купить сразу три импортных костюма – по тем временам невиданная роскошь! А вот джазовые коллективы, советские, популярностью не пользовались. Ребята играли хорошо, но зрителям эта музыка была непонятна. И сегодня джазовые композиции, к сожалению, не так популярны, как они того заслуживают. А ведь они могли бы формировать вкус и научить различать три составляющие музыки – мелодию, гармонию и ритм – от пустого набора звуков.

Марина Калинина

Источник: газета «Коммуна» №183 (26011), 11.12.2012г.

https://communa.ru/kultura/vremena_menyayutsya_-_melodii_ostayutsya/
Поделиться
Класснуть